На вопросы отвечает Инна Анисимова, директор Санкт-Петербургского экологического союза.
— Каким требованиям должны отвечать экопродукты в России?
— Безопасен должен быть весь цикл производства и использования продукта: от сырья до утилизации упаковки. Каждый этап строго контролируется экспертами.
Готовый продукт проверяется на наличие тяжелых металлов, опасных токсических соединений, нитратов, остатков пестицидов, веществ межсредового перехода (запрещенных ВОЗ и другими международными организациями из-за высокой токсичности).
— Какие экомаркировки выдаются в Петербурге?
— Три маркировки:
— На какой срок выдается экомаркировка и как ведется последующий контроль?
— Маркировка выдается на два-три года (в зависимости от типа продукта) при обязательном ежегодном контроле. Проверяется соблюдение вышеназванных требований и выполнение рекомендаций по дальнейшему экологическому развитию предприятия.
— Какие товары уже прошли экологическую сертификацию?
— По системе «Листок жизни» сертифицированных продуктов мало, поскольку требования очень высоки. Сейчас экомаркировку имеет морковь, картофель и свекла лишь одного фермерского хозяйства Кировского района Ленобласти.
По двум другим маркировкам требования проще, соответственно, больше сертифицированной продукции абсолютно разных категорий. Это мясо, грибы, овощи, куриное мясо, яйца, молочные продукты и другие.
— Кто отвечает за незаконное появление знака «био» на упаковке?
— К сожалению, никто. В нашем законодательстве пока не на что опереться в этом плане. Не дано даже четкого определения таких понятий, как «эко» и «био», которые чаще всего производители помещают на этикетки. Кроме того, у нас нет уполномоченных органов, которые могли бы вести контроль и наказывать за нарушения.
— Где в Петербурге можно купить продукты с экомаркировкой?
— Пока специально экотовары в наших магазинах не выделены. Наш проект «Экополки в магазинах города» заморожен. Ассортимент был очень разрознен, а главное, отсутствовали самые востребованные продукты — молочные, мясо, овощи. Однако осенью мы запускаем новый проект.
Прежде чем предлагать магазинам экопродукты, мы выясним, какие из них наиболее востребованы. И с уже конкретными пожеланиями выйдем на производителей. Ведь они (в первую очередь сельхоз- и фермеры) стремятся попасть в магазины.
И это будет хорошим стимулом для повышения качества продукции и получения экомаркировки. Реализовав этот проект, мы сможем учесть интересы и производителей, и покупателей, и продавцов.