Три года назад мультимедийный графический дизайнер Галина Ларина создала альтернативный бренд одежды из полиэтиленовых пакетов “Plasticdoom”.
Сегодня она является участником мирового комьюнити Precious Plastic, ведет детские курсы по экологии и читает лекции по «зеленому» дизайну.
Галина рассказала «Натур Продукту» о своем «пластиковом пути», о том, как в рамках осознанного потребления происходит масштабирование проекта.
Впервые с темой переработки мусора я столкнулась в детстве — мы с братом собирали на улицах пустые бутылки, сдавали их и на полученные деньги покупали жвачки с переводными «татушками». Не знаю, кто нас надоумил этим заниматься, но нам нравилось.
Когда училась на последнем курсе Британской Высшей Школы Дизайна в Москве, и подошло время определяться с темой диплома, я заинтересовалась проблемой переизбытка мусора и глобального потребления.
Все началось с небольших исследований во время прогулок в парке: заглядывала в урны и пыталась понять, что выбрасывают люди и почему так много.
Потом погрузилась в литературу, чтобы больше узнать о разных видах мусора.
Надо сказать, что в «Британке» среди студентов и преподавателей очень оживленно идет обсуждение вопросов, тем, сомнений.
Для многих предложенное мной направление показалось негативным, было непонятно, как я буду представлять тему мусора в графическом дизайне.
Свести все к социальной рекламе? Но я знала — мне совсем не хочется насильно заставлять людей что-то делать, агитировать от чего-то отказываться.
Спустя полгода «мусорных изысканий» я поняла, что нужно учиться работать с самым коварным материалом — пластиком: преобразовывать его во что-то новое, показать, что после первого использования жизнь пластика не заканчивается — он может становиться сырьем для производства полезных вещей.
Наверное, дома у каждого есть «пакет с пакетами», я была не исключение. С помощью утюга я начала сплавлять их разноцветные кусочки, добиваясь интересных форм.
Тогда я еще не знала, что при нагревании пластик может быть токсичен, и работала без маски — никому не советую так делать. Полиэтилен оказался прочным, водонепроницаемым материалом, пробиваемым швейной машинкой.
Я подумала, что дождевик стал бы отличным примером того, как можно сделать что-то красивое, используя такой элементарный мусор, как пакет.
Далее я начала создавать поясные сумки, кошельки, кашпо, панамы и зонтики. На тот момент было создано 11 объектов и переработано 135 пакетов. Чтобы все выглядело наглядно, я с друзьями сделала забавный видеоролик, который имел большой успех.
PLASTICDOOM from Galina Larina on Vimeo
Перед самой сдачей диплома, я узнала о Precious Plastic — это международное сообщество сотен людей, работающих над решением проблемы загрязнения пластиком. На их сайте много обучающей информации, в том числе чертежи по сбору машин для переработки пластмассы.
Буквально влюбившись в проект, я решила собрать одну из машин и представить ее на выпускной выставке в качестве еще одного доказательства возможности самостоятельной работы с пластмассой.
Конечно, я никогда не работала с металлом, не занималась сваркой — всему этому научил меня отец. С его помощью я сделала машину без мотора, но с нагревающими элементами и рычагом: при высокой температуре пластик становится жидким, после чего из его массы отливаются разные формы.
Когда она заработала, это было потрясающе здорово. Так появилась первая в России машина Precious Plastic.
На сдаче диплома я получила очень высокий балл — это означало, что меня поняли, и это чувство успеха дало уверенность, что с пластиком следует продолжать работать. Но то, что из этого можно сделать бренд, дошло до меня не сразу.
Вскоре после окончания «Британки» подруга прислала мне ссылку на участие в ежегодной выставке Wearable Expressions. Я отправила заявку с фотографиями своих дождевиков и благополучно забыла об этом.
Однажды утром мне позвонили и пригласили на открытый показ в Лос-Анджелес. Я была ошеломлена, не верила, что это наяву.
Тогда я работала арт-директором в хорошей компании и, чтобы поехать в Америку, мне пришлось уволиться. Некоторым такой поступок показался ребячеством, но я не могла поступить иначе — это был вызов, и я приняла его.
Выставка была посвящена моде и разработке новых альтернативных идей: одежда из отходов, вещи с необычным кроем.
Поездка перевернула мое сознание, рамки между мечтой и реальностью были стеры: представьте, с одной стороны подиум, на котором представлена твоя одежда, с другой — Тихий океан.
На показ съехались люди с определенным статусом в fashion индустрии. Мои вещи заинтересовали амбассадора Paul Smith, и он предложил выставлять их в концепт-сторе.
Тогда я не была уверена в качестве своей продукции и отказалась, но переговоры дали мне ощущение, что могу сделать свой бренд.
По приезде домой я нашла помощницу по шитью, стала использовать термопресс вместо утюга и подыскивать нужную фурнитуру. Через какое-то время поняла, что готова провести свой первый показ одежды и начала усиленно к нему готовиться.
Обратилась к администрации арт-пространства «Хлебозавод», они согласились мне помочь и бесплатно предоставили на день железный ангар. Я благодарна ребятам за то, что они поддержали мои идеи и поверили, что я смогу их реализовать.
Далее сработало волшебство сарафанного радио, и нашлась целая команда, которой было бы интересно участие в перформансе.
Я хотела показать проблематику индустриального мира и переизбытка пластмассы через театрализованное представление — модели с метлами в руках сгребали из центра ангара полиэтиленовый мусор, сортируя его по цвету.
Под кучами пакетов они находили дождевики и надев их продолжали убирать площадку. В конце представления на моделей пролился «дождь» — это был символ начала и рождения бренда.
И вот вопрос: если очистить от пакетов один ангар занимает немалое количество времени, то сколько нужно, чтобы избавить от них планету?
В 2018 году команда Precious Plastic пригласила меня стать частью их проекта Version 4.
Программа собирает на одной площадке в Голландии людей, которые готовы заниматься пластиком, исследовать проблематику, разрабатывать новые версии машин по его переработке и делится полученными результатами на онлайн платформе. Любой желающий может подать заявку на исследовательскую деятельность.
Два с половиной месяца я жила с ребятами в Эйндховене zero waste жизнью: мы ездили в мастерские на велосипедах, перерабатывали мусор и отдавали червякам остатки нашей еды.
Мне дали задание работать с пенопластом: я изучала его физические свойства, плавила с секундомером при разной температуре, придумывала возможную «вторую» жизнь этого материала. У нас были четкие дедлайны, режим работы, расписание дня.
Это был уникальный и вдохновляющий опыт, когда люди с разных уголков Земли занимаются одним делом. Там я поняла, что проблемы везде одинаковые, и только совместными усилиями можно что-то сдвинуть с мертвой точки.
Еще обязательно надо делится информацией и ни в коем случае не утаивать техники, в которых ты работаешь, особенно в теме переработке мусора. Ведь только такая открытость ведет к прогрессу.
Когда я вернулась в Россию, было ощущение, что я совершенно одна. К сожалению, пока у нас нет подобного единого сообщества.
Время — это самое ценное вложение, и мне сейчас очень тяжело найти его для развития бренда, так как у меня много проектов.
Проанализировав весь свой пластмассовый путь, могу сказать, что самым трудным было найти понимание с семьей. Особенно, когда я уволилась с хорошей стабильной работы, чтобы поехать в Америку.
Было сложно объяснить родителям, что то, чем ты занимаешься, имеет вес, отклик и финансовую поддержку. Что твой выбор сделан осознанно, и тебя не несет «течением». Но прошло время, и семья является моей главной опорой даже в моем мусорном деле.
Сейчас для журнала «The Seasons» я организую фестиваль об осознанном потреблении, на котором можно будет отлить бумагу из макулатуры, сделать лампы из винных бутылок, посмотреть, как работает переработка пластика.
Мы организуем большой зеленый лекторий с темами из разных сфер жизни от настоящих двигателей города. Кроме того, у нас будет первый фудкорт без пластика — в Москве такого еще никто не проводил.
Что касается бренда, в моих планах не стоит внедрение пластика в каждый концептстор, потому что мода того требует, это совсем не о том.
Проект «Plasticdoom» лишь подтверждение того, что нам необходимо перерабатывать тот мусор, который увы уже есть вокруг нас. Думаю, в будущем бренд останется маленьким капсульным проектом, который будет выпускать лимитированные коллекции, и обещаю, что я никогда не буду создавать то, на что нет спроса.
Я хочу делать дождевики только на заказ, чтобы они оставались чем-то особенным, редким, что не купишь в магазине.
А еще есть мечта довести до конца прототипы и начать делать свою фурнитуру, например, отливать из переработанного пластика фастексы для поясных сумок.
Скоро мы запустим свой сайт, где будет опубликована технология создания вещей. И я бы хотела, чтобы проект начал жить своей жизнью, стал открытой информационной площадкой по работе с пластиковыми пакетами — это была бы миссия бренда.
Хочется сделать прозрачный ресурс, который информировал бы людей из разных регионов России о том, как сделать наш мир чуточку лучше и чище.
Фото: Plasticdoom