Люди / Ответственный выбор

Plasticdoom — бренд одежды из пластиковых пакетов

13.05.2019
Главная » Дела » Люди » Plasticdoom — бренд одежды из пластиковых пакетов
Софья Зима
  • Автор
Софья Зима

Три года назад мультимедийный графический дизайнер Галина Ларина создала альтернативный бренд одежды из полиэтиленовых пакетов «Plasticdoom».

Сегодня она является участником мирового комьюнити Precious Plastic, ведет детские курсы по экологии и читает лекции по «зеленому» дизайну.

Галина рассказала «Натур Продукту» о своем «пластиковом пути», о том, как в рамках осознанного потребления происходит масштабирование проекта.

Как появился интерес к пластику

Впервые с темой переработки мусора я столкнулась в детстве — мы с братом собирали на улицах пустые бутылки, сдавали их и на полученные деньги покупали жвачки с переводными «татушками». Не знаю, кто нас надоумил этим заниматься, но нам нравилось.

Когда училась на последнем курсе Британской Высшей Школы Дизайна в Москве, и подошло время определяться с темой диплома, я заинтересовалась проблемой переизбытка мусора и глобального потребления.

Все началось с небольших исследований во время прогулок в парке: заглядывала в урны и пыталась понять, что выбрасывают люди и почему так много.

Потом погрузилась в литературу, чтобы больше узнать о разных видах мусора.

Надо сказать, что в «Британке» среди студентов и преподавателей очень оживленно идет обсуждение вопросов, тем, сомнений.

Для многих предложенное мной направление показалось негативным, было непонятно, как я буду представлять тему мусора в графическом дизайне.

Свести все к социальной рекламе? Но я знала — мне совсем не хочется насильно заставлять людей что-то делать, агитировать от чего-то отказываться.

Спустя полгода «мусорных изысканий» я поняла, что нужно учиться работать с самым коварным материалом — пластиком: преобразовывать его во что-то новое, показать, что после первого использования жизнь пластика не заканчивается — он может становиться сырьем для производства полезных вещей.

Наверное, дома у каждого есть «пакет с пакетами», я была не исключение. С помощью утюга я начала сплавлять их разноцветные кусочки, добиваясь интересных форм.

Тогда я еще не знала, что при нагревании пластик может быть токсичен, и работала без маски — никому не советую так делать. Полиэтилен оказался прочным, водонепроницаемым материалом, пробиваемым швейной машинкой.

Я подумала, что дождевик стал бы отличным примером того, как можно сделать что-то красивое, используя такой элементарный мусор, как пакет.

Далее я начала создавать поясные сумки, кошельки, кашпо, панамы и зонтики. На тот момент было создано 11 объектов и переработано 135 пакетов. Чтобы все выглядело наглядно, я с друзьями сделала забавный видеоролик, который имел большой успех.

PLASTICDOOM from Galina Larina on Vimeo

Перед самой сдачей диплома, я узнала о Precious Plastic — это международное сообщество сотен людей, работающих над решением проблемы загрязнения пластиком. На их сайте много обучающей информации, в том числе чертежи по сбору машин для переработки пластмассы.

Буквально влюбившись в проект, я решила собрать одну из машин и представить ее на выпускной выставке в качестве еще одного доказательства возможности самостоятельной работы с пластмассой.

Конечно, я никогда не работала с металлом, не занималась сваркой — всему этому научил меня отец. С его помощью я сделала машину без мотора, но с нагревающими элементами и рычагом: при высокой температуре пластик становится жидким, после чего из его массы отливаются разные формы.

Когда она заработала, это было потрясающе здорово. Так появилась первая в России машина Precious Plastic.

Как запустился бренд

На сдаче диплома я получила очень высокий балл — это означало, что меня поняли, и это чувство успеха дало уверенность, что с пластиком следует продолжать работать. Но то, что из этого можно сделать бренд, дошло до меня не сразу.

Вскоре после окончания «Британки» подруга прислала мне ссылку на участие в ежегодной выставке Wearable Expressions. Я отправила заявку с фотографиями своих дождевиков и благополучно забыла об этом.

Однажды утром мне позвонили и пригласили на открытый показ в Лос-Анджелес. Я была ошеломлена, не верила, что это наяву.

Тогда я работала арт-директором в хорошей компании и, чтобы поехать в Америку, мне пришлось уволиться. Некоторым такой поступок показался ребячеством, но я не могла поступить иначе — это был вызов, и я приняла его.

Выставка была посвящена моде и разработке новых альтернативных идей: одежда из отходов, вещи с необычным кроем.

Поездка перевернула мое сознание, рамки между мечтой и реальностью были стеры: представьте, с одной стороны подиум, на котором представлена твоя одежда, с другой — Тихий океан.

На показ съехались люди с определенным статусом в fashion индустрии. Мои вещи заинтересовали амбассадора Paul Smith, и он предложил выставлять их в концепт-сторе.

Тогда я не была уверена в качестве своей продукции и отказалась, но переговоры дали мне ощущение, что могу сделать свой бренд.

Первый показ

По приезде домой я нашла помощницу по шитью, стала использовать термопресс вместо утюга и подыскивать нужную фурнитуру. Через какое-то время поняла, что готова провести свой первый показ одежды и начала усиленно к нему готовиться.

Обратилась к администрации арт-пространства «Хлебозавод», они согласились мне помочь и бесплатно предоставили на день железный ангар. Я благодарна ребятам за то, что они поддержали мои идеи и поверили, что я смогу их реализовать.

Далее сработало волшебство сарафанного радио, и нашлась целая команда, которой было бы интересно участие в перформансе.

Я хотела показать проблематику индустриального мира и переизбытка пластмассы через театрализованное представление — модели с метлами в руках сгребали из центра ангара полиэтиленовый мусор, сортируя его по цвету.

Под кучами пакетов они находили дождевики и надев их продолжали убирать площадку. В конце представления на моделей пролился «дождь» — это был символ начала и рождения бренда.

И вот вопрос: если очистить от пакетов один ангар занимает немалое количество времени, то сколько нужно, чтобы избавить от них планету?

Дружба с Precious Plastic

В 2018 году команда Precious Plastic пригласила меня стать частью их проекта Version 4.

Программа собирает на одной площадке в Голландии людей, которые готовы заниматься пластиком, исследовать проблематику, разрабатывать новые версии машин по его переработке и делится полученными результатами на онлайн платформе. Любой желающий может подать заявку на исследовательскую деятельность.

Два с половиной месяца я жила с ребятами в Эйндховене zero waste жизнью: мы ездили в мастерские на велосипедах, перерабатывали мусор и отдавали червякам остатки нашей еды.

Мне дали задание работать с пенопластом: я изучала его физические свойства, плавила с секундомером при разной температуре, придумывала возможную «вторую» жизнь этого материала. У нас были четкие дедлайны, режим работы, расписание дня.

Это был уникальный и вдохновляющий опыт, когда люди с разных уголков Земли занимаются одним делом. Там я поняла, что проблемы везде одинаковые, и только совместными усилиями можно что-то сдвинуть с мертвой точки.

Еще обязательно надо делится информацией и ни в коем случае не утаивать техники, в которых ты работаешь, особенно в теме переработке мусора. Ведь только такая открытость ведет к прогрессу.

Когда я вернулась в Россию, было ощущение, что я совершенно одна. К сожалению, пока у нас нет подобного единого сообщества.

Трудности

Время — это самое ценное вложение, и мне сейчас очень тяжело найти его для развития бренда, так как у меня много проектов.

Проанализировав весь свой пластмассовый путь, могу сказать, что самым трудным было найти понимание с семьей. Особенно, когда я уволилась с хорошей стабильной работы, чтобы поехать в Америку.

Было сложно объяснить родителям, что то, чем ты занимаешься, имеет вес, отклик и финансовую поддержку. Что твой выбор сделан осознанно, и тебя не несет «течением». Но прошло время, и семья является моей главной опорой даже в моем мусорном деле.

Планы

Сейчас для журнала «The Seasons» я организую фестиваль об осознанном потреблении, на котором можно будет отлить бумагу из макулатуры, сделать лампы из винных бутылок, посмотреть, как работает переработка пластика.

Мы организуем большой зеленый лекторий с темами из разных сфер жизни от настоящих двигателей города. Кроме того, у нас будет первый фудкорт без пластика — в Москве такого еще никто не проводил.

Что касается бренда, в моих планах не стоит внедрение пластика в каждый концептстор, потому что мода того требует, это совсем не о том.

Проект «Plasticdoom» лишь подтверждение того, что нам необходимо перерабатывать тот мусор, который увы уже есть вокруг нас. Думаю, в будущем бренд останется маленьким капсульным проектом, который будет выпускать лимитированные коллекции, и обещаю, что я никогда не буду создавать то, на что нет спроса.

Я хочу делать дождевики только на заказ, чтобы они оставались чем-то особенным, редким, что не купишь в магазине.

А еще есть мечта довести до конца прототипы и начать делать свою фурнитуру, например, отливать из переработанного пластика фастексы для поясных сумок.

Скоро мы запустим свой сайт, где будет опубликована технология создания вещей. И я бы хотела, чтобы проект начал жить своей жизнью, стал открытой информационной площадкой по работе с пластиковыми пакетами — это была бы миссия бренда.

Хочется сделать прозрачный ресурс, который информировал бы людей из разных регионов России о том, как сделать наш мир чуточку лучше и чище.

Фото: Plasticdoom