Исследователи первой в Европе консалтинговой компании по стратегии FoodTech DigitalFoodLab опубликовали 26 октября годовой отчет “ТЕНДЕНЦИ FOODTECH В 2021 ГОДУ”.
Food Tech (food technology) — интеграция цифровых технологий во все процессы, связанные с производством, приготовлением и доставкой еды.
Рассказываем, какие изменения ждут нас, по мнению создателей отчета, в ближайшем будущем.
Одна из ключевых тенденций — увеличение роли устойчивых белков, как альтернативы животным пищевым продуктам, таким как мясо, яйца и молочные продукты, на производство которых приходится около 18% мировых выбросов парниковых газов.
Цель разработки новых пищевые технологий на основе использования растительных ингредиентов, ферментации, культивирования клеток — предоставить миру множество новых надежных, устойчивых и доступных источников белка.
Учитывая вложенные в эту отрасль миллиарды и десятки новых продуктов на полках супермаркетов аналитики DigitalFoodLab ожидают, что примерно через 10 лет рынку животных белков придется сильно потесниться.
«Альтернативы не заменят животный белок в краткосрочной перспективе, но по крайней мере, могут удовлетворить растущий спрос на большее количество белка в следующие 10-15 лет», — говорят создатели отчета.
В отчет также в категорию устойчивых белков включены белки насекомых, но отмечается, что этот сектор находится в «жестком положении» по сравнению с другими альтернативами.
Еще одна мегатенденция — растущее стремление к более короткой, более устойчивой цепочке поставок.
Предприниматели работают в трех направлениях:
• увеличение и модернизация существующих ферм,
• улучшение сельскохозяйственных культур (в частности, чтобы поддерживать рост альтернативных белков),
• все более широкое внедрение закрытых городских ферм.
Аналитики отметили, что многие стартапы, предлагающие решения для вертикальных, гидропонных и закрытых ферм, включая такого игрока как AeroFarms, стали публичными через привлечение капитала.
Растущее стремление к пользованию сервисами доставки продуктов питания — тенденция, которая только усилилась за время пандемии Covid-19. Ведь все больше потребителей остаются дома и покупают продукты для своих кухонь.
Экосистема общественного питания, всегда находящаяся в авангарде, перестраивается вокруг лучшего управления закупками, платежами и в более широком смысле решает вопрос о том, как сделать ресторан более эффективным.
«Пандемия не только заставила потребителей изменить свои привычки. Она также позволила инвесторам и предпринимателям профинансировать много предприятий, которые теперь угрожают статус-кво розничной торговли и пытаются заново изобрести продуктовый магазин и ресторан».
Исследователи полагают, чтобы не отставать от спроса и ускорить доставку еды потребителям, компании пищевой промышленности будут стремиться к автоматизации — от внедрения облачных кухонь и умных магазинов до доставки, выполняемой роботами и дронами.
«Использование роботов, дронов и искусственного интеллекта может существенно изменить способ ведения бизнеса и сделать его более прибыльным», — говорится в отчете.
Хотя скептики могут возразить, что роботы никогда не заменят людей, DigitalFoodLab считает, что в конечном итоге автоматизация окажет значительное влияние на будущее производство и доставку продуктов питания.
«Вопрос, похоже, гораздо больше в том, на какой уровень автоматизации пойдет каждый отдельный сегмент этой цепочки. Конечно, не будет полной автоматизации, но ее уровень будет намного ближе к 100%, чем к 0%».
Персонализированная еда — тенденцией, за которой стоит следить в долгосрочной перспективе. В отчете говорится, что, хотя это «все еще надуманная мечта», концепция «получает все большее распространение».
Идея предоставить каждому потребителю питание, которые действительно персонализировано в соответствии с его или ее потребностями, получает все большее распространение по мере роста числа компаний, занимающихся исследованиями ДНК и микробиома.
Новые предприятия комбинируют биоактивные добавки, дозированные микронутриенты, адаптированные планы питания по подписке, чтобы дать потребителю реальную пользу с точки зрения рекомендаций. Но пока вопрос о том, чтобы превратить все это в список покупок, остается открытым.