Покупая продукты, игрушки, моющие средства или другие необходимые в хозяйстве вещи, мы редко уделяем внимание упаковке — больше интересует то, что внутри. А ведь упаковка составляет значительную долю отходов, которые загрязняют планету.
Поэтому отрадно знать, что производители и продавцы товаров, в том числе под давлением ответственных потребителей, предпринимают шаги к тому, чтобы уменьшить количество упаковки или сделать ее более экологичной.
Самый простой способ предотвратить отходы упаковки — подумать о том, нужна ли она вообще.
Супермаркеты, такие как Tesco и ASDA в Великобритании, постепенно отказываются от использования ненужных пластиковых пленок для таких продуктов, как банки, йогурты, поздравительные открытки и постельное белье.
Компания Walmart Canada, которая управляет растущей сетью из более чем 400 магазинов по всей стране, прекратила использовать прозрачный пластик в упаковке кукол и некоторых овощей, таких как отдельные перцы.
Coca-Cola и PepsiCo вложили значительные средства в разработку устройств для розлива напитков, побуждая потребителей использовать свои собственные бутылки.
Во многих странах популярность приобретают “магазины без упаковки”.
В некоторых случаях, когда без упаковки не обойтись, на помощь приходит инновационный дизайн.
Например, Carlsberg заменил пластиковые кольца, удерживающие шесть банок пива, точечным нанесением состава, который склеивает банки.
ICA Gruppen в Швеции попробовала лазерное травление для замены этикеток на свежих фруктах и овощах.
Замена этикетки. Скриншот сайта icagruppen.se
Компания Monosol производит водорастворимые пленки, используемые для упаковки моющих и чистящих средств.
Существуют даже съедобные покрытия из органических материалов, например, разработанные Apeel и Mori в США, которые сохраняют свежесть продуктов без применения пластика.
Если упаковку нельзя устранить, то можно сократить ее размер. Крупные производители, такие как Unilever и SC Johnson, начали предлагать концентрированные версии продуктов, чтобы переливать их дома в аэрозольные баллончики.
Ряд стартапов занимается уменьшением объемов продукции — от таблеток зубной пасты до концентратов моющих средств. Последние можно приготовить, просто добавив воды.
Замена зубной пасты. Скриншот сайта bitetoothpastebits.com
В 2019 году крупнейшие компании по производству потребительских и пищевых товаров, такие как Procter & Gamble, Unilever, Nestlé, PepsiCo, Danone, Mars Petcare, Mondelēz International присоединились к Loop — проекту по продаже товаров массового спроса в многоразовой возвратной упаковке.
Многоразовая тара. Скриншот Loop.
Если саму упаковку нельзя использовать повторно, можно использовать хотя бы материал, из которого она сделана. Среднестатистический европеец производит около 175 кг упаковочных отходов в год, из которых только две трети перерабатывается.
Производители находят способы, чтобы увеличить объем перерабатываемого пластика.
Coca-Cola начала продавать Sprite в прозрачных, а не зеленых бутылках, которые легче перерабатывать.
Компания Colgate-Palmolive разработала тюбики для зубной пасты, изготовленные из единого перерабатываемого материала .
Консорциум Holy Grail работает над созданием «невидимых штрих-кодов». Помеченную ими пластиковую упаковку можно будет автоматически сортировать на заводах по переработке.
Тюбик зубной пасты. Изображение — facebook/ColgateUK
Замена долговечных пластмасс на биоразлагаемые материалы может помочь уменьшить ущерб окружающей среде. PG Tips и Yorkshire Tea — одни из тех брендов, которые заменяют пластик в своих чайных пакетиках компостируемыми альтернативами.
В Новой Зеландии производитель яблок Bostock использует компостируемые наклейки на свои фрукты.
Использование в упаковке бумаги, сертифицированной по FSC стандарту, и переработанного картона может устранить необходимость в полистироле и пузырчатой пленке.
Так, соты из бумаги и картона от Hexcelpack защищают документы и продукты питания, а Flexi-Hex предлагает защитную упаковку такого типа для всего — мобильных телефонов, винных бутылок, досок для серфинга.
TemperPack создает упаковку ClimaCell из кукурузного крахмала, чтобы изолировать продукты питания и медицинские изделия.
Защитная упаковка. Скриншот сайта flexi-hex.com