Исследование норвежских и австрийских ученых, опубликованное в журнале Nature Communications, показало, что шины являются очень крупным источником микропластика, который попадает даже в отдаленные районы, включая океаны. Считалось, что большая часть микропластика попадала в океаны через реки, но оказалось, что частицы пластика переносятся с автодорог по воздуху и обнаруживаются в океанах и в полярных регионах.
Шины сделаны из резины, но в них также имеются синтетические эластомеры и волокна, а тормоза — из смеси пластика и металла. Фрагменты этих материалов разрушаются из-за трения резины об асфальт или при нажатии тормозов. Образуются частицы пластика, которые уносятся ветром и попадают в океаны. Процесс износа зависит от типа шины, дорожного покрытия, от веса и состояния транспортного средства. Также играет роль скорость езды, частота и сила торможения. Средняя шина теряет около 4 килограмм за срок службы.
Анализ был сосредоточен на частицах пластика (0,5–9,5 мкм), производимых шинами и тормозными колодками по мере их износа. Такие частицы могут оставаться в воздухе в течение длительных периодов времени и переносится воздушными течениями. Ученые использовали методы подсчета количества микропластика, появляющегося от износа шин и тормозных колодок, и модели атмосферной циркуляции, чтобы оценить, как микропластик разносится по земному шару.
В ходе исследования, ученые обнаружили, что 52 000 тонн мельчайших частиц пластика попадает в океаны каждый год. А 20 000 тонн оказываются в заснеженных удаленных районах, что может усиливать таяние снега и льдов, поскольку темные частицы поглощают тепло.
Самое большое количество микропластика поступает с автодорог, где плотность транспортных средств самая высокая — восточная часть США, Северная Европа, крупные урбанизированные районы Восточного Китая, Ближнего Востока и Латинской Америки.
Доктор Деони Аллен (Deonie Allen) из Университета Стратклайда (University of Strathclyde) в Шотландии, изучающая загрязнение океана пластиком, сказала: «Коллеги очень хорошо провели исследование. Оно показывает, что огромная часть загрязнения микропластиком исходит из источников, о которых большинство людей даже не подозревает. Это одна из первых работ по моделированию переноса микропластика на большие расстояния, которая показывает, как далеко могут перемещаться эти частицы и насколько важна атмосфера в цикле пластикового загрязнения».
Выбросы микропластика от внедорожных транспортных средств (тракторов, самосвалов, строительной, лесохозяйственной, военной техники) не учитывались. Хотя этих транспортных средств меньше, они работают в сложных условиях, тяжелее и несут большие нагрузки, что приводит к повышенному износу шин и тормозов.
Вопрос, возникший после исследования — насколько сильно микропластик от использования автомобилей оказывает влияние на здоровье людей и животных, а также на экосистемы.
По словам ученых, уменьшить загрязнение микропластиком от транспортных средств сложно: «Производители должны будут как-то отреагировать, если это действительно станет проблемой». Между тем, исследователи считают, что люди должны сократить использование пластика и обеспечить его переработку.
Сейчас эксперты работают над дополнительными исследованиями и созданием глобальной картины пластикового загрязнения, которая поможет определить, как лучше всего решать эту проблему.