Ответственный выбор

Дикая рыба

21.05.2016

Задумывалиcь ли вы когда-нибудь, откуда на прилавки магазинов поступает рыба? Как ее промысел влияет на состояние окружающей среды? На что обращать внимание при покупке и как правильно сделать выбор, чтобы не навредить природе? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Вместо предисловия

На сегодняшний день рыба — один из лучших и наиболее доступных источников высококачественного белка, легко усваиваемого и сбалансированного по аминокислотному составу. В ней содержатся полиненасыщенные жирные кислоты омега-3 и омега-6, которые не синтезируются в организме человека, но необходимы для сердца и сосудов. А еще витамины A, В1, В2, D, E, РР, железо, фосфор, кальций, магний, цинк, селен, фтор, йод и многие другие микроэлементы.

Диетологи рекомендуют потреблять не менее 30–40 килограмм рыбы в год — в идеале это небольшая порция (100–150 грамм) ежедневно. Во многих странах, расположенных на побережье, рыба и морепродукты составляют основу традиционной кухни и используются в пищу гораздо чаще, что, в свою очередь, отражается на продолжительности и качестве жизни населения.

Количество жителей нашей планеты растет, а вместе с ним неуклонно возрастает и потребление рыбы. Средства ее добычи — крючок и сеть — не претерпели значительных изменений с момента своего появления, однако изменились масштабы промысла. Вместо парусных шхун рыболовство теперь осуществляется с огромных океанских траулеров, объемы вылова исчисляются миллионами тонн, а часть его — и немалая — добывается браконьерскими способами.

shutterstock_90787763.full

Не дожидаясь безрыбья

Ресурсы Мирового океана, которые казались неисчерпаемыми нашим предкам, на самом деле очень ограниченны. Комитет по рыбному хозяйству Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН утверждает, что 90% популяций крупных хищных рыб (в их число входят хорошо знакомые нам тунец, рыба-меч, треска, палтус) уже никогда не смогут восстановиться до прежней численности.

Чтобы не допустить полного исчезновения рыбных богатств и предупредить необратимые для морей и океанов последствия, мировое сообщество предпринимает самые разнообразные меры — от научных исследований и борьбы с нелегальным выловом до повышения информированности потребителей. Особое место в этом ряду занимает экологическая сертификация рыболовства. Ее задача — помочь рыбодобывающим компаниям не допускать переловов, минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и вести стабильный промысел долгие годы.

На сегодняшний день в мире есть несколько подобных систем экосертификации (Global Trust (1)Friends of the Sea (2)), но общепризнанными стали стандарты Морского попечительского совета (Marine Stewardship Council, MSC (3)) — некоммерческой международной организации, созданной в 1997 году. Бело-синий логотип MSC помещается на упаковку продукта, если сертифицирована вся цепочка поставок — от вылова до прилавка. Тогда по этикетке и штрих-коду покупатель может полностью отследить путь куска филе, вплоть до конкретного судна и капитана, и быть уверенным в том, что имеет дело с продукцией экологически рационального рыболовства.

маркировка.full

На сегодняшний день в программе MSC участвуют около 325 промысловиков по всему миру, из них свыше 200 уже успешно прошли сертификацию, в том числе и некоторые российские компании.

Сертифицированный промысел рыбы в России:

– значительная часть минтая Охотского моря (Ассоциация добытчиков минтая)
– треска и пикша Баренцева моря (Союз рыбопромышленников Севера, Рыбопромышленный холдинг «Карат», «Стрелец», «Эридан»)
– кета и горбуша на острове Итуруп («Гидрострой»)
– озерновская нерка на Камчатке («Витязь-Авто», «Дельта»).

Цель экологической сертификации рыбы, как, впрочем, и любой другой сертификации, — показать покупателю, что товар проверен по определенным параметрам и ему можно доверять. Но одной только сертификации недостаточно, важна и сопутствующая просветительская работа среди населения. В Евросоюзе, США, Японии, Австралии, Новой Зеландии и многих других странах в результате такой работы возникло мощное экологическое движение. Под давлением «голосующих кошельком» потребителей торговые сети и рестораны были вынуждены изменить закупочную политику и перешли на продукцию компаний, нацеленных на устойчивое, не истощающее запасы морей рыболовство.

Capture

MSC-сертифицированная продукция

Например, знаменитая сеть McDonalds в 2011 году начала использовать сертифицированную рыбу для приготовления «Филе-о-фиш», и с тех пор во многих странах (в том числе и в России) на упаковке знаменитого рыбного бургера можно найти значок MSC. Рынки некоторых особенно сознательных стран практически полностью закрыты для несертифицированных морепродуктов.

p3-wedge-a-20140210-870x579.full

«Филе-о-фиш» с котлетой из MSC-сертифицированной рыбы

О России такого, к сожалению, пока сказать нельзя. На внутренний рынок поступает сертифицированная рыба, но на пути к потребителю часто возникает разрыв: переработчики, рестораны и ритейлеры не обращают внимания на экомаркировку и никак не выделяют экопродукты в своем ассортименте. Кроме того, нарушается та самая прослеживаемость «от борта до прилавка», поэтому рыбную продукцию российского производства с экосертификатом на упаковке вряд ли получится найти: ее пока просто не существует. Впрочем, ситуация постепенно меняется, и, возможно, вскоре рядом с полками биопродуктов и органической косметики появятся и отделы с экосертифицированными рыбой и морепродуктами.

Экологическое руководство от WWF: «А вы знаете, что покупаете?»

В 2010 году WWF впервые в России опубликовал экологическое руководство для покупателей и продавцов рыбной продукции. Позже вышла и карманная версия, которой удобно пользоваться в магазине, на рынке или в ресторане. Брошюра содержит описание 43 видов морских рыб и беспозвоночных, которые наиболее часто встречаются на прилавках российских городов, и рекомендации по их потреблению, а главное — информацию, где и как добывают или выращивают рыбу, в каком виде она доходит до российских прилавков, есть ли риск случайно наткнуться на браконьерский улов. 

Комментарии экспертов помогут понять, чем отличается горбуша от кеты, а треска от минтая, почему стоит воздержаться от покупки королевских креветок и камчатского краба и чем рискуют любители норвежской семги и форели. Разобраться в справочнике помогает цветовая маркировка страниц: зеленый означает «Ешьте с удовольствием!», желтый — «Подумайте, прежде чем покупать!», а красный — «Не покупайте!».