Эстония не перестаёт удивлять мировое сообщество своими экологическими проектами.
Все мы помним, как в 2008 году эстонцы инициировали масштабную акцию по уборке мусора, когда всего за один день им удалось очистить территорию своей страны от несанкционированных свалок, — сейчас это международное движение под названием Let’s do it! («Сделаем!») подхватили десятки государств по всему миру, в том числе и Россия.
Cегодня в стране реализуется куда более амбициозный проект, цель которого — полностью отказаться от легковых автомобилей на углеводородном топливе в пользу экологичных электрокаров.
Времена, когда во всём мире обычные авто уйдут, а их место займут электромобили, вряд ли когда-нибудь наступят. По крайней мере, в ближайшие несколько десятков лет такого точно не произойдёт.
Но вот в отдельных странах, власти которых заботятся о природе и здоровье жителей, уже сегодня подобный сценарий вполне допустим.
Эстония — небольшая балтийская страна, в которой проживает примерно 1,3 млн. человек, — первой решилась на столь серьёзный шаг. Программа электромобильности ELMO (Estonian Electromobility Programme) была запущена в 2011 году.
Всё началось с заключения правительством страны договора с японской Mitsubishi Corporation, по которому Эстония продала корпорации 10 млн. ЕУК, а взамен получила 507 электромобилей Mitsubishi iMiev для социальных служб и средства, чтобы приступить к реализации проекта.
Единица установленного количества (ЕУК) введена в обращение в результате принятия Киотского протокола — международного документа, обязывающего государства сократить/стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу.
Странам, ратифицировавшим протокол, выделяется определённый допустимый объём выбросов парниковых газов, который условно конвертируется в ЕУК.
Одна ЕУК равна метрической тонне эквивалента СО2. Если какая-либо страна не выполняет свои обязательства по протоколу и превышает допустимый объём выбросов, она обязана приобрести дополнительные ЕУК.
Страны могут покупать и/или передавать друг другу ЕУК в рамках экологических проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов.
Эстонское правительство решило сделать электромобили более доступными для населения.
Для этого KredEx — финансовое учреждение Эстонии, предлагающее в том числе кредиты, гарантии и пособия для реализации решений, направленных на повышение энергетической эффективности, — в рамках программы предоставляет частным и юридическим лицам государственный грант на приобретение электромобиля.
Размер этого гранта составляет до 50% от стоимости авто.
Максимальная сумма гранта на один электрокар — 18000 евро. К тому же KredEx возмещает покупателю стоимость домашнего зарядного устройства (до 1000 евро). По данным на 1 апреля 2013 года, в KredEx подано 128 заявок, предоставлено 106 грантов.
При определении суммы гранта учитывалась разница между средней рыночной стоимостью электрической машины и обычного автомобиля с аналогичными параметрами.
Таким образом, электромобиль, который изначально дороже из-за батареи, был фактически приравнен к авто на углеводородном топливе. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы электрокары стали более доступными для потребителей.
Для более гибкого перехода на полностью электрические автомобили правительство Эстонии приняло решение предоставлять гранты и на покупку гибридных транспортных средств, ёмкость батареи в которых — не меньше 4 кВт*ч. Сумма гранта на покупку гибридов ниже, чем для полностью электрических авто.
Она зависит от ёмкости аккумулятора и составляет до 30% от полной стоимости, но не больше 12000 евро. Например, если ёмкость батареи 12-15 кВт*ч, то сумма гранта — 9000 евро, а если речь идёт об авто с батареей в 4-7,9 кВт*ч, максимальный грант — 3000 евро.
Владельцы электромобилей не только получают финансовую помощь при покупке «чистого» авто, но и имеют некоторые преимущества. Во-первых, бесплатная парковка, что немаловажно для автомобилистов.
Во-вторых, если вы водите электромобиль, это обходится гораздо дешевле, нежели использование обычной машины, поскольку заправляться бензином стоит дороже, чем зарядиться электричеством.
А для людей, которые разделяют идеи использования экологичного авто, но не имеют достаточно средств на его покупку, власти Эстонии предлагают электрокары в аренду. Это очень удобно, когда машина необходима всего на пару дней в неделю, например, для поездки в супермаркет.
Чтобы получить грант на покупку электромобиля, авто должен соответствовать определённым условиям:
Все владельцы электромобилей в Эстонии вносят свой вклад в развитие возобновляемой энергетики. Они в обязательном порядке приобретают «зелёный сертификат», подтверждающий использование «чистой» энергии для зарядки авто.
Раз в год собственник электрокара предоставляет в KredEx данные о пробеге электромобиля и покрывающие это расстояние «зелёные сертификаты». В таком случае неважно, как заряжается машина: на станции с исключительно экологичной энергией или дома.
Кстати, человек, получивший в KredEx грант на покупку электромобиля, становится обладателем «зелёного сертификата» на 5 МВт (примерно 37000 км).
Создание сети зарядных станций — это, пожалуй, один из самых важных этапов эстонской программы электромобильности. Ведь даже если у вас есть электромобиль, но зарядить его негде, какая польза от такого транспорта?
В рамках программы ELMO по всей стране сейчас устанавливаются устройства для зарядки электрических автомобилей — это позволит обеспечить всем владельцам «зелёных» машин полную свободу передвижения и чувство безопасности на дороге, ведь зарядить авто можно будет практически в любом уголке Эстонии.
Расстояние между пунктами составляет 40-60 км, их оборудуют на АЗС, в кафе, магазинах и т.п. В городах зарядные станции появляются рядом с торговыми центрами, почтовыми отделениями, зданиями банков, автостоянками и т.д.
20 февраля 2013 года в Эстонии официально открылась первая в мире национальная сеть станций зарядки электромобилей, насчитывающая 151 пункт. К лету этого года планируется установить ещё 14 зарядных пунктов.
Существует два способа зарядки электромобиля. Первый — медленная зарядка от сети (дома или в офисе), занимает 8 часов. Второй — быстрая зарядка на станции, достаточно 30-40 минут, чтобы аккумулятор наполнился энергией. Последний вариант обычно используется, когда владелец, например, отправляется за покупками в магазин.
Плюсы:
Минусы:
Ярмо Туиск — руководитель программы ELMO:
«Главная идея программы — защита окружающей среды, снижение вредных выбросов. На экологическую ситуацию в мире мы вряд ли сильно повлияем, но вот в масштабе города переход на электротранспорт позволит существенно улучшить экологию.
Мы стремимся добиться этой цели и в то же время хотим опробовать новые технологии в действии. Сейчас сложно делать какие-либо прогнозы, но мы ожидаем, что к завершению программы по всей Эстонии будут ездить до 1100 электромобилей.
Причём половина из них — это городской транспорт, а вторая половина — частные авто.
В настоящее время по программе ELMO мы предлагаем гранты на покупку электромобилей таких известных брендов, как Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Citroen, Toyota. К концу 2013 года планируем расширить список авто — в него войдут электрокары от Opel и Renault, а также новые модели от Peugeot и Citroen.
Пока что мы ждём, как поведут себя в холодном климате модели разных производителей, какое расстояние они смогут преодолеть на одном полном заряде.
До нас ни в одной стране мира не было такой обширной инфраструктуры зарядных станций — они покрывают сегодня всю территорию Эстонии. А поскольку Еврокомиссия планирует обустроить сеть пунктов для зарядки электромобилей по всей Европе, опыт нашей страны в этом смысле является важным.
В ближайшем будущем программа электромобильности, реализуемая в Эстонии, будет рассматриваться как уникальный эксперимент, аналогов которому в мире ещё не было.
И, возможно, ELMO даст много полезной информации для других стран, решивших пойти по этому же пути. Немаловажным будет и опыт самих владельцев электромобилей.
Я надеюсь, что чем больше электромобилей появится на европейском рынке, тем ниже будет их стоимость, а значит, электрокары станут более доступны для людей. Сегодня именно цена авто является для многих сдерживающим фактором.
Конечно, никто не говорит о том, что в один прекрасный день электромобилей станет больше, чем обычных машин. Привнести новые технологии на рынок — очень трудная задача.
Необходимо учесть множество факторов: привычки людей, особенности технологии и прочее, чтобы сделать такую программу успешной. Но я верю в будущее электрического транспорта.
Я верю, что электромобили будут пользоваться спросом в Нидерландах, Норвегии, Франции, Германии — там сейчас активно продвигаются эти идеи. И Эстония, возможно, будет играть роль первооткрывателя».