Мир кукол, наверное, не менее разнообразен, чем мир людей, — весёлые и печальные, примитивно простые и изысканно нарядные, они сопровождают нас всю жизнь.
В детстве дарят радость и теплоту общения, в зрелые годы — позволяют развернуться творческой фантазии и доставляют эстетическое наслаждение. Попробуем поближе познакомить наших читателей с отдельными представителями этого загадочного мира, созданными вручную из натуральных материалов.
Для начала — куклы для малышей, разработанные умными и талантливыми педагогами, которые при желании и достаточном терпении можно изготовить самим. Итак…
Эти куклы появились как результат исследований австрийского философа Рудольфа Штайнера, который в 1917 году издал работу «Образование ребёнка». Уже через два года Штайнер открыл в Штутгарте школу, где преподавание велось на основе разработанных им принципов.
Финансировал учебное заведение Эмиль Мольт, и название принадлежащей ему сигаретной фабрики («Вальдорф-Астория») непонятным образом закрепилось в названии педагогического направления.
Один из основных постулатов вальдорфской педагогики заключается в творческом развитии индивидуальных особенностей ребёнка, чтобы он мог расти и познавать мир в своём темпе. Эти положения распространяются и на игрушки, которые предлагаются детям.
Как писал сам Штайнер: «Нужно исключить игрушки, чрезмерно усовершенствованные, завершенные, технически законченные, не оставляющие места воображению ребёнка». Следуя заветам идеолога, вальдорфская кукла является очень простой, но в то же время продуманной в мелочах.
В первую очередь все вальдорфские куклы изготавливают из натуральных материалов — они безвредны для ребёнка. Анатомическое строение игрушки идентично строению человека. Пропорции осознанно не искажаются, чтобы у ребёнка не возникала неверная картина мира.
Для каждого возраста у куклы свои характерные особенности. Одно остаётся неизменным — формирование образа куклы опирается на чувственный опыт ребёнка, на то, как он постепенно овладевает своим собственным телом.
Как он его ощущает. Ребёнку ничего не навязывается, кукла растёт вместе с ним, помогая освоиться в окружающем мире.
Создание детских игрушек, а в особенности кукол, — очень древнее искусство. Правда, на заре цивилизации куклы в первую очередь выполняли функцию оберега для ребёнка и всей семьи, а только потом были игрушкой.
Существовала даже примета — если дети часто и подолгу играют в куклы, то семью ждет прибыль. И ни в коем случае не следовало обращаться с куклой плохо или прерывать ребёнка во время игры — иначе быть беде.
Куклы делались без малейшего намека на черты лица — древние люди полагали, что такая обезличенная игрушка не притянет к себе злые силы.
Куклы для игр дети делали сами, а традиционные славянские обереговые куклы изготавливались только женщинами, причём без использования ножниц и иголок. В дело шли тряпки, дерево, солома и глина.
Основной акцент делается на круглую головку куклы. Конечности выполняются схематично. Они пластичны и занимают свободное расположение в пространстве. Лицо, как правило, без глаз и рта.
Головка чаще всего покрыта шапочкой-колпачком. Иногда шапочку делают с длинным хвостиком, словно связывающим ребёнка с тем миром, откуда он к нам пришёл.
Варианты таких кукол: узелковые, куклы-уголки, куклы-подушки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки. Они оживают в руках взрослых: разговаривают, поют, пританцовывают.
Где-то к 1,5 годам ребёнок уже играет в куклу с более оформленным телом, хотя черты лица у неё лишь слегка намечены, чтобы развить воображение малыша.
Маленькому ребёнку трудно одевать куклу, потому одежду делают пришивную, так же как и волосы (или они просто торчат из-под шапочки). Такая кукла может уже быть персонажем простой сюжетной игры.
Становясь старше (3,5-4 года), малыши больше интересуются окружающим миром и своей игрушкой. Кукла тоже меняется. Она приобретает анатомическое соответствие строению человеческого тела, а также съёмную одежду (кукла для одевания).
Черты лица тоже становятся проработанными, но такими, чтобы остался простор для фантазии. Такая кукла принимает активное участие в детских играх, главная из которых — игра «в семью». Раздевая и одевая игрушку, малыш развивает мелкую моторику рук.
Следующие изменения, которые претерпевает кукла, — превращение в так называемую «игровую куклу», которую предлагают детям 5-7 лет.
Голова у неё тверже других частей, пропорции соответствуют телу ребенка, часто намечен большой пальчик, сформированы ступни, свободно двигаются ножки и ручки. Также появляются носик на лице и нередко пуп на животе.
Волосы у таких кукол в большинстве случаев делаются с расчётом, что их можно расчесывать и укладывать в причёску. Лучше всего, если кукла несколько похожа на ребёнка.
В идеале это достигается тем, что куклу шьёт мама. Никто, как она, не чувствует своего сына или дочь, не знает его особенностей — всё это чудесным образом обязательно передаётся и кукле.
Дети вырастают, а вальдорфские куклы, залог будущего психологического и физического здоровья, ещё долго остаются их лучшими друзьями, поверенными тайн и душевных волнений. Но это, как говорится, уже другая история…
Благодарим за помощь в создании материала интернет-магазин «Кукольный домик» и лично мастерицу Елену Эсливанову за предоставленные фотографии.