Ответственный выбор

«Чистая» еда: в поисках экомаркировки

15.10.2013
Главная » Дела » Ответственный выбор » «Чистая» еда: в поисках экомаркировки

Правильное питание и качественные продукты — важная составляющая здорового образа жизни. И если говорить о выборе полезной еды, то всю важную информацию — об отсутствии вредных ингредиентов, составе и сроке годности — мы получаем из надписей на упаковке.

Однако некоторых сознательных покупателей уже не устраивают привычные значки «Без ГМО» и «Без консервантов», они ищут по-настоящему «чистый» продукт. И находят.

Пока не так часто, как хотелось бы, но всё же товары с экологическими маркировками постепенно появляются в наших магазинах. Так давайте выясним, что стоит за такими символами на продуктах питания, и о чём они свидетельствуют?

Россияне, как и европейцы, готовы платить за биопродукт больше, чем за его «вредный» аналог, но они должны быть уверены в «чистоте» и безопасности приобретаемого товара. Однако как понять, действительно ли перед вами экологичный продукт?

Европейский Союз уже ответил на этот вопрос, введя обязательную экологическую маркировку на органические продукты питания, производимые на территории ЕС.

Сельские хозяйства и предприятия подвергаются здесь многочисленным проверкам на экологичность: помимо обязательных не реже 1 раза в год, инспекционные органы, уполномоченные государством, проводят и внезапные проверки, в ходе которых внимательно изучаются все этапы производства и переработки продукта — от выращивания до упаковки.

eco-food-spb.full (1)

И только те производители, продукция которых отвечает правилам органического земледелия, установленным Евросоюзом, имеют право использовать экомаркировку. Такой подход, по мнению европейских властей, является гарантией высокого качества продуктов питания, попадающих на стол человека.

Органическое земледелие предусматривает запрет на облучение продуктов, отказ от минеральных удобрений низкой растворимости и химических средств защиты растений. Если говорить о животноводстве, то корма должны быть «чистыми», без антибиотиков и стимуляторов роста.

В России пока что не идёт речь об обязательной сертификации пищевых продуктов. Нет у нас и единой национальной экомаркировки, как, например, у Евросоюза.

Добровольную сертификацию в России осуществляют сегодня несколько органов, среди которых, например, некоммерческое партнёрство «Экологический союз» с экомаркировкой «Листок жизни» и АНО «Тест–С.-Петербург» с экосертификатом «ЭКО-ТЕСТ плюс». Но ситуация может измениться.

bio-products.full (1)

Уже подготовлен и обсуждается проект федерального закона «О производстве экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», в котором написано, какую продукцию можно считать органической, как осуществляется сертификация органических продуктов, в каких случаях производитель имеет право писать на упаковке своего продукта «био», «органик» и пр.

По словам разработчиков документа, они преследуют сразу несколько целей: забота о здоровье россиян, рациональное использование природных ресурсов и сохранение экосистем.

Кроме того, они видят в этом способ сделать российскую продукцию конкурентоспособной на международном рынке.

Сейчас же отечественные производители пищевых продуктов ориентируются на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 апреля 2008 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2354-08», где описаны санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам.

Остановимся более подробно на экологических маркировках, которые уже существуют и которым можно доверять.

euro-leaf.full (1)

«Евролист»

В 2000 году Еврокомиссия утвердила Европейскую систему сертификации органической продукции и свою экологическую маркировку, получить которую на тот момент можно было на добровольной основе.

Но уже в 2007 году европейцы задумались о том, чтобы укрепить позиции органического сельского хозяйства и ввести обязательную экомаркировку для органических продуктов. Эту идею поддержали все государства-члены ЕС.

Над оригинальным дизайном нового логотипа, который бы привлекал внимание потребителей, трудились 3422 студента-дизайнера – в 2009 году Еврокомиссия провела на территории ЕС конкурс на лучший логотип для сертифицированных органических продуктов.

В итоге 130 тысяч голосов (63% от общего числа) были отданы за «Евролист», автором которого стал студент Душан Миленкович. В таком виде маркировка существует с 2010 года.

10866943666_05276724a9_k (1)

С июля 2010 года знак «Евролист» является обязательным для органических пищевых продуктов, произведённых и упакованных на территории Европейского Союза.

На добровольной основе эту экомаркировку можно получить для предварительно не упакованных органических продуктов питания из стран ЕС и для любых органических продуктов, импортируемых из третьих стран.

Отметим, что производителям было дано 2 года на переход к обязательной маркировке своей органической продукции, так что уже в ближайшее время мы можем ожидать появления большого числа европейских продуктов с зелёным значком.

Маркировка «Евролист» на товаре говорит о том, что продукт был произведён в полном соответствии с правилами органического земледелия, установленными Европейским Союзом, и прошёл строгий контроль со стороны европейских ведомств.

Для продуктов переработки это означает, что не менее 95% ингредиентов являются органическими. Рядом с логотипом «Евролист» также указывается информация о месте, где были выращены составляющие продукта, и органе, который его тестировал.

2000px-Bio-Siegel-EG-Öko-VO-Deutschland.svg (1)

Bio-Siegel

Было время, когда жители Германии терялись в многообразии «органических» символов на продуктах питания — едва ли не каждый производитель придумывал свои способы указать на натуральность и «чистоту» продукта.

Ситуация изменилась в 2001 году, когда правительство учредило единую экомаркировку Bio-Siegel. И сегодня благодаря этому знаку потребители с первого взгляда определяют органическую продукцию на полках супермаркетов.

Национальная экомаркировка Германии Bio-Siegel используется для обозначения органического производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Критерии, по которым оценивается продукт для получения этой маркировки, описаны всё теми же правилами органического земледелия, установленными ЕС.

Разница между Bio-Siegel и «Евролистом» лишь в том, что немецкая маркировка может быть использована только для расфасованной органической продукции с этикетками.

8439347472_7219dd1961_k (1)

Размещать шестиугольный логотип с надписью Bio на своей продукции имеют право только те производители, которые соблюдают Правила ЕС по органическому земледелию и проходят постоянные проверки. Получить экомаркировку они могут бесплатно и на добровольной основе.

«Независимый контроль», «Био-контроль», «Альтернативное животноводство», «Из контролируемых хозяйств», «Из экологически чистых хозяйств» — подобные фразы, часто встречающиеся на продуктах питания, вовсе не означают, что эти товары являются органическими.

Если на продукте написано «натуральный», «чистый» — это может говорить о том, что он не содержит вредных добавок и ГМО, но это не значит, что продукт органический, то есть выращен в соответствии с правилами органического земледелия.

Bio-Siegel означает, что не менее 95% ингредиентов продукта имеют органическое происхождение, и в нём отсутствуют ГМО и вредные пищевые добавки. Строгое соблюдение этих требований даёт производителю право называть свой продукт «био».

Рядом с экомаркировкой Bio-Siegel всегда указывается код управления Агентства по контролю Германии, которое следит за «чистотой» органической продукции. По данным на 30 сентября 2012 года, экомаркировку Bio-Siegel уже получили 65 725 продуктов от 4 145 производителей. И цифры эти постоянно растут.
ecosign.full

«ЭКО-ТЕСТ плюс»

У нас в стране за основу всех нормативных документов по экологической сертификации берутся всё те же европейские регламенты. Однако на данный момент российские системы сертификации оценивают только качество конечного продукта.

Так, например, автономная некоммерческая организация «Тест–С.-Петербург» в 2004 году разработала систему сертификации продукции по критериям экологичности, сформированным исходя из требований международных стандартов ISO серии 14000.

Продукция, успешно прошедшая проверку по такой системе, маркируется запатентованным экологическим знаком «ЭКО-ТЕСТ плюс».

Значок «ЭКО-ТЕСТ плюс» сегодня особенно часто встречается на продуктах питания: молоке, масле, сыре, сметане, а также на курах, яйцах и ряде других товаров разных производителей.

Кроме того, маркировка распространяется на расфасованную в ёмкости воду, парфюмерно-косметическая продукцию, средства гигиены полости рта, ткани, изделия из меха и кожи, одежду, обувь, игрушки, посуду, тару и упаковку, изделия древообработки и мебель.

Продукт, претендующий на получение маркировки «ЭКО-ТЕСТ плюс», проходит обязательные лабораторные испытания, в ходе которых проверяется на содержание диоксинов, полихлорированных бифенилов, ГМО и других вредных для человека веществ.

Если производитель хочет доказать экологичность своей продукции, он предоставляет комплект документов, подтверждающий качество и безопасность сырья, вспомогательных и упаковочных материалов, а также документы, свидетельствующие о соблюдении законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

Кроме того, специалисты АНО «Тест–С.-Петербург» обследуют производство, особое внимание уделяя инфраструктуре предприятия, квалификации персонала, соблюдению технологической дисциплины, сбору и утилизации промышленных и бытовых отходов, контролю над состоянием окружающей среды.

Решение о выдаче сертификата принимает Координационный Совет, на котором рассматривается вся собранная информация.

Срок действия сертификата «ЭКО-ТЕСТ плюс» устанавливает орган по сертификации, но он не выдаётся больше чем на 3 года. При этом предприятие проходит инспекционный контроль не реже одного раза в год, в ходе которого производитель обязан подтвердить право на использование экомаркировки.

Продукты с надписью «Экологичный товар года. 2006/2007» сегодня уже нельзя считать таковыми. К тому же это не экологическая маркировка. Экологические сертификаты действуют в среднем 2 года.

Автор: Анастасия Приказчикова

Фото: Максим Каленич