Сегодня можно позволить себе обходиться без личного автомобиля, пользуясь карпулингом.
Шеринг экономика позволяет рационально и экологично использовать ресурсы. Зачем платить лишние деньги, если нам нужна не вещь, а услуга?
Не квартира, а проживание в ней, не стиральная машина, а выстиранные вещи, не лобзик и дрель, а сделанный с их помощью ремонт.
Карпулинг — (в переводе с английского: car — “машина”, pool — “объединение”) — совместное использование автомобиля с другими людьми. Иногда можно встретить название райдшеринг — (в переводе с английского ride — “поездка”, share — “делиться”) — суть одна.
Допустим, у меня есть автомобиль, которым пользуюсь в одиночку. По дороге на работу я могу каждый день подвозить попутчиков: коллег, знакомых либо просто тех, кому со мной по пути.
Вместе мы делим расходы на топливо, с комфортом и в хорошей компании добираемся до нужной точки маршрута. Удобно? Не то слово!
Карпулинг используют как для ежедневных поездок по одному маршруту, так и при поездках-путешествиях в другие города.
Его собрат — каршеринг (их, кстати, очень часто путают и принимают одно за другое) представляет собой систему краткосрочной аренды автомобиля. Об этом мы расскажем в отдельном материале.
Движение зародилось в США во время Второй мировой войны, когда остро встал вопрос снабжения армии топливом. Американские власти обязали каждого водителя брать с собой попутчиков.
Один из самых известных плакатов того времени красноречиво заявлял: «Если ты едешь один, то везешь с собой Гитлера. Присоединяйся к каршеринг клубу!».
Имеется ввиду не традиционный каршеринг, описанный выше, а совместное использование автомобиля несколькими водителями.
Вторая волна пришлась на 70-е годы прошлого века. Во время нефтяного кризиса идея совместного использования автомобиля перекочевала из США в Европу.
Расцвет карпулинга в новом тысячелетии связан с развитием информационных технологий и появлением мобильных приложений. С их помощью искать попутчиков стало намного проще и быстрее.
Приложения могут быть локальные (например, французский karzoo.fr) и глобальные (carpoolworld.com). Пожалуй, самый известный карпулинг BlaBlaCar, который охватывает многие страны.
Совместные поездки, в которых платишь только за топливо, обходятся в разы дешевле традиционных видов транспорта. Проверено на собственном опыте: мне удавалось сэкономить треть, а иногда и половину стоимости поездки (по сравнению с билетами на поезд либо автобус).
К слову, средняя цена совместной поездки из Петербурга в Москву составляет 900 рублей, из Екатеринбурга в Челябинск – 300 рублей. В этом, пожалуй, главное преимущество для тех, кто привык путешествовать бюджетно.
Второй плюс: снижение экоследа. Согласитесь, полностью загруженная пассажирами машина оставляет меньший экологический след, чем два автомобиля в каждом из которых один пассажир.
Если представить, что карпулинг станет массовым движением, то дороги станут свободнее, заторов и пробок станет гораздо меньше. Меньше машин – меньше выбросов углекислого газа в атмосферу.
А еще – это отличная возможность завести новые знакомства. За разговорами время летит быстрее, и кто знает, может ваш попутчик станет вашим другом?
И все же, несмотря на плюсы и выгоды движения, в России оно еще малоразвито. Причин этому несколько. Вне зависимости от страны и города, совместную поездку довольно сложно организовать, если у вас редкий и непопулярный маршрут.
Кроме того, водителю не всегда удобно подстроиться под каждого попутчика. Наверняка поэтому в России и странах СНГ карпулинг пока существует в виде стихийных маршрутов, когда нужно подбросить родственника или приятеля, либо подвезти голосующего на трассе автостопщика.
В совместных поездках многое зависит от человеческого фактора, и вопрос безопасности — важнейшее препятствие для развития движения. Конечно, доля риска есть как со стороны попутчика, так и со стороны водителя.
Однажды мне довелось ехать в салоне с пассажиром, который был подшофе и постоянно просил остановить машину, чем в конце концов разозлил водителя. В другой раз за два часа до отправления мне позвонил водитель и сказал, что не может меня забрать. В таких случаях вспоминаешь про гарантии и надежность традиционного транспорта.
Нередко мне приходилось сталкиваться с тем, что под карпулингом скрывались нелегальные коммерческие перевозки. Причем, узнавала об этом лишь в самый последний момент, когда отменить поездку было невозможно.
Конечно, в совместной поездке с незнакомым человеком есть доля риска. В BlaBlaCar, чтобы ее уменьшить, появилась опция «только для женщин».
Так пользователи могут планировать совместные поездки, в которых и водитель, и пассажир — женщины.
Карпулинг существует и функционирует на всех континентах планеты, но в разных странах он развивается своим путем.
В Германии совместные поездки, или митфарт, популярны уже давно. В стране созданы специальные сайты и службы с сотнями тысяч зарегистрированных пользователей (mitfahrtzentrale.de, mitfahrgelegenheit.de).
В Норвегии и Нидерландах такие проекты поддерживаются государством. К примеру, в Осло на карпулинговый сервис деньги выделило государственное транспортное агентство Transnova. Голландское правительство размещает специальные автостоянки на перекрестках автомагистралей.
В 70-ых годах прошлого века на трассах и дорогах Лос-Анджелеса появились специальные карпулинг-полосы для водителей, в машине которых едут 2 и более человек. Полосы действуют и сегодня, обозначаются специальным значком.
Сегодня в Калифорнии за передвижение по этой полосе в одиночку можно получить штраф в 500$. После 3-кратного нарушения правила водителя лишают прав.
Городские власти Вашингтона организуют специальные места для остановок попутчиков: около станций метро и некоторых автобусных остановок развешаны таблички с указателями направлений для поездки.
Локальный carpool.by существует в Беларуси. Пока сами беларусы не особо активны, но часто делят машину при поездках на популярные направления: Санкт-Петербург, Москву, Вильнюс.
Условия для развития карпулинга созданы не везде. К примеру, в Венгрии перевозка попутчика за любую оплату, включая расходы на топливо, считается налоговым преступлением.
Если у водителя нет лицензии на такси, счет-фактуры и он не уплачивает налоги за перевозку, ему придется заплатить штраф за нелегальную перевозку.
Пользоваться сервисами совместных поездок очень просто и удобно. Рассмотрим, как это работает, на примере BlaBlacar.
Сначала следует зарегистрироваться на сайте blablacar.com. Если вы выступаете в роли попутчика, то нажимаете «найти поездку» (водитель, наоборот, предлагает поездку). Затем выбираете город и дату.
Например, мы планируем поездку Санкт-Петербург – Москва, на 1 апреля. Система показывает нам различные варианты. Водитель Александр предлагает разделить с ним поездку за 900 рублей на Ниссане.
Но я выбираю вариант подороже: Антон, проверенный пользователь с десятью позитивными отзывами, заполненным профилем и фото, хочет получить за поездку на Skoda rapid 1100 рублей.
В машине еще полностью свободна, а значит, я могу выбрать место рядом с водителем. Бронирую поездку, получаю контактный телефон водителя: все интересующие детали могу уточнить по телефону. В течение дня Антон перезванивает и подтверждает мою бронь. Оплату я отдам лично после поездки.
А после путешествия могу оставить свой отзыв и оценить качество поездки: в дальнейшем, это поможет другим пользователям не ошибиться при выборе водителя.
Обязательно читайте отзывы о водителе, не ленитесь позвонить и поговорить с вашим перевозчиком – в этом залог безопасности и комфорта вашей поездки. Если сомневаетесь – не рискуйте.
Регистрируйтесь, предлагайте или ищите поездки – и в путь!
Хорошего совместного путешествия!