Ответственный выбор

Знак чистоты: экопродукт

07.11.2011
Главная » Дела » Ответственный выбор » Знак чистоты: экопродукт

В западных странах экологичные продукты на полках в магазинах — явление обычное. В России же рынок экопродукции только начинает развиваться, во многом благодаря моде на здоровый образ жизни и правильное питание.

Чем же они хороши?

Не секрет, что современные производители добиваются высокой урожайности чаще всего за счет специальных химических добавок, которые, как правило, вредны для человека.

При выращивании экопродуктов допустимо использовать только малую часть из них. Так что биопродукты полезны не только для потребителя, но и для окружающей среды.

При этом они вкуснее обычных (овощи и фрукты — более ароматные, мясо — более нежное) и содержат больше питательных веществ. Это подтвердили опыты на крысах: когда подопытным животным предоставляли на выбор два продукта, они в большинстве случаев выбирали биологически чистые.

10866943666_05276724a9_k (1)

Отмеченные сертификатом

Получить сертификат экопродукта непросто. К примеру, во время процедуры сертификации «Листок жизни» исследуют не только готовый продукт, но и почву, на которой он выращивается, производство, документы.

Экопродукты проверяются на наличие тяжелых металлов, нитратов, стойких органических загрязнений, бензопирена, полиароматических углеводородов. Почва исследуется на тяжелые металлы, остатки нефтепродуктов, биогенные элементы.

При сертификации также учитывается место расположения хозяйства, условия выращивания и хранения продуктов. Срок действия такого сертификата составляет один год. Именно поэтому в качестве продукта с экомаркировкой можно не сомневаться.

Доверяй, но проверяй

Конечно, экологичные продукты дороже обычных. Однако известно, что более 70% российских потребителей готовы платить за экологическую чистоту 10% сверх обычной цены продукта. И лишь немногие согласились бы переплачивать больше — 20 или 30%.

eco-friendly (1)

Во многом это связано с тем, что россияне слишком мало знают о свойствах экопродукции. Что совсем не удивительно: даже экологи жалуются на отсутствие четкой формулировки термина «экологически безопасный продукт».

Проблема осложняется еще и тем, что покупатели перестают доверять модным названиям «эко» и «био» на упаковках товаров. Рынок экопродукции в нашей стране практически не регулируется на законодательном уровне, и производители могут писать на этикетках товаров все что угодно.

Лишь немногие потребители знают, что доверять экознаку на упаковке можно только в том случае, если он поставлен органом по сертификации.

Экопродукты в магазинах

Сегодня самыми известными экомаркировками являются «Листок жизни» и ORGANIC. Рынок органической продукции в России пока не развит. Это связано со сложностью прохождения органик-сертификации.

В наших магазинах экопродукцию пока можно найти только под знаком «Листок жизни».

listok-zhizni_logo (1)

Чтобы получить эту экомаркировку, производителю достаточно пройти одну проверку, в ходе которой будут осмотрены и поля, и фермы, и завод. В то время как для получения сертификата ORGANIC требуются три отдельные процедуры: оценка животноводства, растениеводства и переработки.

Экопродукты в Петербурге продаются в сети супермаркетов «Лэнд», супермаркете «Глобус Гурмэ» и супермаркетах Super Babylon. Однако благодаря новому проекту экологов — «Экополки» — не исключено, что в ближайшем будущем экопродукты появятся и в таких популярных гипермаркетах, как «Лента», «О’Кей» или «Карусель».

Хайде Хоффман, преподаватель факультета агротехники и садоводства Берлинского университета имени Гумбольдта:

«Немецкий рынок биопродуктов сегодня переживает бум. На прилавках биопродукты занимают почти 20%, причем большая их часть продается в обычных магазинах и супермаркетах.

В Германии потребитель точно знает, что продукт с экомаркировкой действительно экологически чистый. Дело в том, что в Германии строгое законодательство, поэтому покупать биопродукты в наших магазинах можно со спокойным сердцем».

Наталья Галечьян, директор по связям с общественностью Санкт-Петербургского Экологического союза:

«В России рынок экотоваров отстает от западного. Однако спрос на экологически чистую продукцию заметно растет. У нас пока нет четкой системы контроля, нет правового поля, которое могло бы регулировать рынок экологически чистой продукции».