21 ноября в рамках выставки «Мебель» прошла презентация рейтинга «ГудВуд 2016».
Победители считают — экологичная продукция — это гарантии потребителю, минимизация рисков и выход на новые рынки.
Ежегодное объявление результатов рейтинга «Гуд Вуд» — важнейшее событие для компаний-производителей мебели, паркета, напольных покрытий и межкомнатных дверей.
При поддержке WWF этот проект был создан в 2013 году Лесным попечительским советом (FSC), который продвигает принцип ответственного управления лесами во всем мире.
Цель этой инициативы — исследовать, насколько экологично происхождение древесины, используемой при производстве товаров, а также проверять ее безопасность для здоровья людей.
Оценивая участников при составлении рейтинга, эксперты учитывают легальность происхождения сырья и отсутствие в ассортименте древесины редких видов.
Важна также экологическая политика компаний в целом и соблюдение всех корпоративных стандартов в частности.
Покупая в магазине мебель, паркет, двери, отдавая предпочтение тому или иному производителю, мы можем влиять на сохранение и возобновление лесных угодий.
Причем не только у нас, в России, но и по всему миру — ведь на наш рынок завозится масса изделий из пород древесины, растущих в других климатических поясах и на других континентах.
Несмотря на то, что наступающий 2017 год объявлен в России годом экологии, рынок производства и продажи изделий из древесины остается преимущественно «серым».
До 79% компаний-производителей мебели и 59% предприятий, производящих напольные покрытия, имеют потенциальные проблемы с подтверждением легальности древесины, из которой сделана их продукция.
Достаточно быстрого поиска в интернете, чтобы убедиться: в Москве продолжается торговля нелегальными видами древесины.
Магазины рекламируют продажу паркета и мебели из запрещенных субтропических и тропических пород, например самшита и мербау, а также пород, запрещенных для внутренней заготовки: тис, кавказская груша, дуб, ясень, вишня и другие.
Подтверждать легальность происхождения древесины призвана экологическая сертификация, которая, как правило, предъявляет к сырью требования, превосходящие требования национального законодательства.
Рейтинг «ГудВуд® 2016» выявил, что слабее всего сертифицирован сегмент отечественного производства мебели (79%), лишь 4% компаний из выборки имеют сертификаты по системе FSC, PEFC или другим.
Организаторы рейтинга объясняют такую ситуацию тем, что отечественная мебельная промышленность ориентирована на внутреннее потребление, а не на экологически чувствительные западные рынки.
Более благополучно c эко-сертификацией ситуация обстоит на рынке производства напольных покрытий (33% сегмента).
В то же время сектор реализации паркета и ламината традиционно является экологически проблематичным, как показали результаты исследований экорейтинга «ГудВуд®», проведенных в 2013 и 2014 годах.
Отрасль характеризуется широкой представленностью в ритейле импортных напольных покрытий, происходящих из стран высокого риска заготовки нелегальной древесины, и лишь 2% продавцов торгуют сертифицированным товаром.
В целом, больше всего «экологичных» (группа A+) компаний рейтинга выделено в сегменте производителей напольных покрытий. Наибольшее количество компаний с подозрением на экологически небезопасную продукцию (19 компаний, группа С) обнаружено в сегменте производства мебели.
В состав экспертов рейтинга вошли Андрей Птичников (Лесной попечительский совет, FSC), Александр Воропаев (WWF), Ирина Быкова («Национальное бюро экологических стандартов и рейтингов России и СНГ»).
И эксперты-экологи, и победители рейтинга убеждены, что экологическая сертификация и участие в подобных рейтингах дает значительное преимущество компаниям, которые хотят быть по-настоящему «зелеными»:
Во-первых, оценка по комплексу объективных критериев позволяет отделить их от производителей, которые занимаются «гринвошингом», то есть используют элементы «зеленого» брендинга в своей продукции, на самом деле никак не контролируя эффект, который оказывает на окружающую среду и здоровье покупателей ее производство и продажа.
Во-вторых, экологическая оценка позволяет компаниям минимизировать юридические риски – ведь не только за незаконную рубку, но и за незаконный оборот нелегально заготовленной древесины предусмотрена ответственность по уголовному и административному кодексу РФ.
Поставка и импорт изделий из пород дерева, внесенных в Красную Книгу Международного Союза Охраны Природы и приложения к конвенции СИТЕС, могут иметь и негативные последствия в контексте международной торговли с участием нескольких сторон.
Так, американские продавцы паркета и напольных покрытий Lumber Liquidators были оштрафованы судом за незаконный импорт в США паркета из лиственных пород, большая часть которого была изготовлена в Китае из древесины, нелегально заготовленной на Дальнем Востоке России.
Кроме того дополнительных баллов в эко-рейтингах, сертификация компании дает дополнительные гарантии потребителям и открывает для нее новые рынки. Этот факт отметил менеджер по лесным ресурсам компании «ИКЕА» Евгений Забубенин, выступавший на церемонии с докладом «Как FSC-сертификация помогает бизнесу».
Кстати, экологические характеристики товаров ИКЕА уже в третий раз были отмечены в рейтинге «ГудВуд®». В этом году компания получила награду в номинации «Реализация мебели». Являясь одним из крупнейших потребителей древесины в сфере розничных продаж, компания делает все возможное, чтобы обеспечить разумное потребление природных ресурсов и способствовать устойчивому развитию планеты.