Проекты

Объявлены результаты первого в России рейтинга «Зеленые школы 2016»

29.11.2016
Главная » Дела » Проекты » Объявлены результаты первого в России рейтинга «Зеленые школы 2016»

В предверии Года экологии «Экобюро GREENS» совместно со «Школой Новых Технологий» представили результаты первого в России рейтинга школ по показателям экологичности — “Зеленые школы 2016”.

Рейтинг “Зеленые школы 2016” проводился с целью показать преимущества внедрения добровольных экологических стандартов в образовательных учреждениях, способствовать созданию комфортной среды и развития у детей экологической ответственности.

Наша задача — не просто выяснить, какие школы экологичнее других. Главное — создать площадку для обмена передовым опытом, наиболее успешными решениями в сфере экологического просвещения и экологической ответственности школ основатель проекта, ведущий эксперт Экобюро GREENS Елена Смирнова.

Кто участвовал

Рейтинг проводился на добровольной основе. Всего в нем приняло участие 202 школы — около трети школ Москвы, школы из 14 городов России. Были школы из деревень Ростовской и Архангельской области, из деревни Республики Башкортостан.

А вот из Петербурга никого не было. Причем приглашение получили как минимум 50 различных школ северной столицы, но, к сожалению, активности они не проявили.

shkoly4

Основные критерии оценки

Оценивалась как техническая оснащенность школ — энергоэффективность, водосбережение, безопасность отделочных материалов, экологическая безопасность средств, используемых для уборки помещений, наличие и безопасность источников питьевой воды.

Так и воспитательная составляющая — ответственное использование бумаги, управление отходами, наличие экологического образования и просвещения, степень интегрированности всех этих тем в образовательный процесс.

Механизм рейтингования

Школы-участники заполняли развернутую анкету, составленную по 25 критериям экологичности. Затем эксперты Экобюро выборочно провели аудит в школах с наиболее высокими баллами на предмет соответствия реальной ситуации заявленным параметрам.

Собранные данные оценивались независимыми экспертами, участникам были присвоены разные классы «экологичности» от 1 до 3 звезд и определены 5 лидеров рейтинга — все это московские школы.

Победители рейтинга:

1 место — ГБОУ Школа №949

2 место — ГБОУ Школа №354 им. Д. М. Карбышева

3 место — МБОУ Школа №24 им. 9-ой Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии

4 место — ГБОУ Школа №648

5 место — ГБОУ Лицей №429 «Соколиная гора»

shkoly2

Что выявил рейтинг

Основной мотивацией школ к созданию экологичного пространства, как выявил рейтинг, является повышение экологической культуры обучающихся, эффективное проведение Года экологии и создание здоровой среды для развития детей.

Из всех аспектов экологичной школы наиболее популярным является раздельный сбор отходов: хотя бы один вид передают на переработку 96% школ.

Чаще всего школы собирают макулатуру — 84%. На втором месте — сбор батареек (50%), на третьем — картриджей и отработавшей офисной техники (48%).Реже встречается сбор металла (15%), пластика (13%), стекла (8%) и упаковки Тетра Пак (4%).

Однако, только 10% школ имеют контейнеры для раздельного сбора на постоянной основе. У остальных раздельный сбор ведется в рамках периодических акций.

Многие школы занимаются экологическим просвещением: в том или ином виде оно присутствует в 95% школ. Но зачастую это участие отдельных учеников в экологических олимпиадах.

Эффективное экологическое просвещение должно включать большое количество учеников в разных форматах — конкурсы проектов, экологические кружки, волонтерские акции и т. д.

Одними из основных критериев оценки школ были водо- и энергосбережение.
Порядка 20% участвующих школ применяют такие меры водосбережения, как экономичные смесители, насадки на краны и системы двойного слива.

Светодиодное освещение частично применяется у 30% школ.
Комплексные системы управления освещением, кондиционированием, вентиляцией и поддержкой температуры применяются у 15% школ.

Все озвученные меры имеют большой потенциал экономии ресурсов.

shkoly3

Основные выводы

В России, как и в зарубежных странах, основной мотивацией экологичных изменений в школах является создание более комфортной и здоровой атмосферы для учащихся, экономия средств и ресурсов, а также внедрение исследовательских экологических проектов в образовательный процесс.

В США и европейских странах большое внимание уделяется зеленому строительству и экологической сертификации зданий образовательных учреждений, что в России пока практически не встречается.

Основной сложностью во внедрении и реализации экологичных решений в школах участники рейтинга назвали механизм существующих государственных закупок, в котором экологические параметры, а также современные технологические решения, не являются приоритетными критериями.

Важнейшая роль такого рейтинга в том, что сами его критерии становятся мощным инструментом экологического просвещения на уровне администрации и сотрудников школ. С ними можно сверяться не только в момент проведения рейтинга, но и взять за основу для серьезных зеленых изменений
эксперты Экобюро GREENS

Рейтинг проводится при поддержке муниципальных структур: Департамента образования и Департамента технологий г. Москвы. Организаторы рейтинга — российское консалтинговое агентство «Экобюро GREENS» и «Школа Новых Технологий». Партнеры мероприятия — крупные компании-поставщики, продукция которых обеспечивает решения по экономии и очистке воды (GROHE), экономии электроэнергии и оптимизации освещения (OSRAM), а также предлагает опыт создания более экологичного учебного места (Dell).