Ситуация в России и мире, сложившаяся после 24 февраля, затронула самые разные сферы нашей жизни, в том числе и все, что связано с продовольствием.
Что сейчас происходит в сфере производства растительных альтернатив продукции животного происхождения в России, мы поговорили с Артемом Пономаревым, генеральным директором компании Greenwise, главой “Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов”.
Артем Пономарев
Артем: Сегодня многие производители находятся в ситуации неопределенности. Отрасль еще не сформировала однозначной позиции относительно того, как дальше продолжать работу на рынке РФ.
Некоторые компании начинают активно переориентироваться на экспортные направления, другие же включились в работу по адаптации текущих рецептур и продуктов под более простые и экономичные решения, которые позволят сохранить позиции на полке, с учетом роста цен и падения покупательской способности населения.
Введение санкций напрямую затронуло импорт некоторых категорий функциональных ингредиентов, а также в целом повлияло на то восприятие потребителями альтернативных продуктов.
Те, кто раньше готов был их пробовать и знакомиться с категорией, сегодня уже выбирает продукты попроще и поважнее для себя. Разумеется, речь не идет про уже сформировавшуюся группу потребителей (веганов и вегетарианцев), хотя и они на себе ощутили рост цен.
Какие еще есть сдерживающие факторы?
Ключевой сдерживающий фактор это смещение фокуса потребителя, а также сокращение платформ для донесения позиции рынка, в связи с блокировкой различных социальных сетей. Фокус потребителя смещается из-за цены, из-за падения покупательской активности и возможностей.
Насколько выросла цена?
В среднем от 15 до 25%.
Какие вы видите перспективы? Можно ли рассчитывать на поддержку государства?
Все зависит от того насколько профильные организации и ключевые игроки рынка смогут качественно донести информацию до государства, в частности о важности данного рынка для значительной категории потребителей.
В то же время мы вполне отдаем себе отчет, что в кризисные моменты специализированная продукта одной из первых ощущает все сложности с которыми сталкивается рынок.
Тем не менее, считаю, что перспективы у категории хорошие, если производители смогут адаптироваться к текущим реалиям и предоставить рынку продукты более подходящие текущим возможностям покупателя.
Есть ли на ваш взгляд динамика спроса среди населения? Кто занимается аналитикой этого вопроса?
О динамике спроса сложно говорить с учетом того насколько рынок изменился за последние полтора месяца и учитывая, что мы еще не в полной мере ощутили на себе фактическое влияние как санкций, так и изменение потребительских трендов.
Считаю, что в данной ситуации полагаться на прогнозы будет крайне неверно, учитывая как ежедневно меняется ситуация.
Одно могу сказать точно, все что говорилось про потребительские тренды в конце 2021 и начале 2022 можно смело подвергать критике и садиться за анализ заново.