Где купить

Деревенская еда

21.01.2014
Главная » Места » Где купить » Деревенская еда

Продукты из деревни во все времена пользовались у горожан повышенным спросом. А в связи с плохой экологией, когда чуть ли не каждый второй ребёнок страдает аллергией, интерес к ним ещё больше вырос. Парное молоко, свежий творог, зелень, которая пахнет солнцем.

Сегодня, чтобы быть уверенным, что они действительно несут в себе живую энергию, силу и здоровье, любителям деревенской еды приходится быть внимательными и критически анализировать предложения.

Главных вопроса, пожалуй, два: где приобрести и как оценить безопасность. Причём между собой они напрямую связаны. Раньше ответ был однозначный: хочешь разнообразить стол свежими продуктами с грядки — иди на рынок.

За прилавком стоял продавец-колхозник, который своим именем и только что полученным ветеринарным свидетельством на партию товара отвечал за качество продукции.

Сейчас на рынках производителя встретишь редко: большей частью там присутствуют перекупщики, для которых происхождение продаваемых овощей-фруктов, мяса-рыбы, молока-творога особого значения не имеет.

Такая же ситуация с магазинами, предлагающими «фермерские продукты» или «натуральные продукты», ассортимент в которых не сильно отличается от соседнего супермаркета.

boy-pumpkin.full (1)

Конечно, можно самостоятельно отправиться в село, чтобы своими глазами удостовериться, откуда что берётся, но за каждым литром молока или килограммом творога ездить накладно. Спрос рождает предложение. И несколько лет назад появилась новая бизнес-модель — интернет-магазины фермерских продуктов.

С доставкой на дом

В большинстве случаев стоят за ними те же самые приверженцы фермерской еды из числа аллергиков или родителей аллергиков, прошедшие этот путь сами и поэтому хорошо знающие все тонкости и подводные камни.

Наездившись по деревням и хорошо изучив фермерский рынок, они решили, что сами могут стать недостающим звеном на пути продуктов с полей и из хлевов к столам горожан.

Сейчас количество интернет-магазинов растёт, но далеко не все из них на самом деле торгуют, как и декларируют, только фермерским, только свежим, только экологически чистым. Как выбрать достойную компанию? Вот что советуют первопроходцы.

girshberg.full (1)

Мария Гиршберг, основатель фермерского интернет-магазина «Зелёный хутор»:

«Да, не все и не всегда играют честно. Где покупателя может ждать обман? Иногда фермеры покупают в соседнем совхозе молоко, яйца и добавляют к своей продукции. Это легко проверить.

Нельзя от 40 коров получить три тонны молока в сутки. Поэтому мы берём продукты только на месте. Наши представители знают животных на фермах, можно сказать, в лицо, видят, как они растут и сколько их.

Чтобы обезопасить себя в ситуации с мясом, решили покупать его только тушами и открыли свой разделочный цех. Овощи в случайном порядке, но регулярно возим на анализ в лабораторию.

Бывает и другой вариант: когда обманывают как раз торговцы, а не производители. Фермерская продукция — крайне нестабильный товар. Огромную роль играют человеческий, природный и другие факторы.

Сыр не получился, простокваша не закисла, куры перестали нестись, что-то не вызрело — это обычная ситуация, с этим сталкиваются все. Поэтому если в интернет-магазине всё всегда есть — это крайне подозрительно, так не бывает.

Сейчас мы сотрудничаем постоянно с 40 фермерскими хозяйствами. Очень дорожим нашими поставщиками, но если появляется хоть какое-то сомнение в качестве — нам проще разорвать договор, чем уронить своё имя. Так что на сегодняшний день единственный гарант качества — репутация и честность магазина».

volkova-organica.full (1)

Наталья Волкова, основатель экомагазина «Органика»:

«На самом деле хороших фермеров не так много. Что мы имеем в виду, когда говорим, что фермер хороший?

То, что у него в порядке скотный двор, животные чистые, с ветеринарными сертификатами, здоровы, накормлены сеном, а не комбикормом. А сам хозяин — порядочный и доброжелательный.

Когда мы отбирали поставщиков, сами ездили по фермам, знакомились с людьми. У приятных и правильных во всех отношениях фермеров и молоко вкусней, полезней.

Хорошие поставщики проверяются временем и любовью покупателей, связь с которыми мы очень ценим. Иногда со временем качество продукции снижается, и в отзывах появляются нарекания. С такими фермерами мы перестаём работать.

Обязательных, сильных хозяйств у нас около двадцати. Каждый день приходят новые предложения по фермерским продуктам — мы очень пристрастно их рассматриваем.

В обсуждении и дегустации участвует весь персонал: если хотя бы двум из пятнадцати человек что-то не понравилось, брать не будем. Нельзя дискредитировать идею чистой и полезной еды».

Доверие — великая сила

Постепенно интернет-магазин не только занимает нишу поставщика полезной еды, но и становится неким сообществом единомышленников, аналогом клуба по интересам.

На сайте можно обменяться рецептами, получить полезную консультацию. А ярмарки и фестивали деревенских продуктов, которые организуют его владельцы, позволяют вживую встретиться с фермерами-кормильцами.

Результат такой работы — рост доверия покупателей к торговой марке, бренду продавца.

akimov.full (1)

Борис Акимов, один из основателей фермерского кооператива LavkaLavka:

«Не так давно мы разработали свой внутренний экологический стандарт и свою маркировку. Создали целый отдел из десяти человек. Они проверяют фермеров.

Смотрим и сами продукты, и в каких условиях происходит переработка — все этапы. Приходят новые фермеры — мы сразу знакомим их с нашими критериями и стандартами.

Говорим: только так и по-другому не будет. Продукты, которые прошли сертификацию, получат маркировку нашим знаком.

Мы сразу строили свою стратегию на том, что каждый продукт должен иметь прозрачное происхождение. Любой покупатель может удостовериться, что всё именно так, как заявляет сам фермер.

Позвонить ему, написать, поехать. Конечно, мы проверяем у фермеров документы, которые требуют государственные органы санитарии, свидетельства о безопасности продуктов для здоровья, но это, можно сказать, параллельная реальность, этого недостаточно.

Нужен постоянный личный контроль наших сотрудников. Как покупатель я давно перешёл на потребление продуктов, в которых уверен.

Если я приобретаю их не у себя в «Лавке», то на селе у соседей: например, творог, сметану. Когда выбираю мясо, то обязательно выясняю, откуда оно поступает.

Я готов предпринять серьёзные действия, чтобы узнать происхождение продуктов. Пока без этого не получается. Чтобы быть уверенным, нужно самому потратить время и силы.

Понятно, что для того, чтобы добиться доверия к нашей системе, к LavkaLavka, как к органу, который доказывает своей маркировкой на продукте его абсолютную безопасность и экологичность, нужно сначала пройти этап недоверия.

Пускай покупатель проверяет, убеждается, что мы говорим правду. Именно благодаря этому через какое-то количество лет возникнет доверие, и уровень его, я думаю, будет всё больше и больше повышаться.

Сейчас обсуждают закон о государственной сертификации органических сельскохозяйственных продуктов. В целом я отношусь к его принятию положительно. Стратегически это верно, а тактически — бог его знает, когда это будет, что там будет в этом законе.

Как это будет экономически, непонятно, поэтому мы движемся своим путём. Если в какой-то момент его можно будет совместить с тем путём, которым движется государство, это будет замечательно».

Рынок сбыта

До сих пор мы говорили о фермерских продуктах с точки зрения потребителя. Но есть и другая сторона — производитель, без усилий которого этих продуктов просто не было бы. Фермер — понятие собирательное.

Хозяйство может быть большое, а может — всего несколько коров. Достаточно подать заявку в Союз фермеров, зарегистрироваться — и пожалуйста: получай ветеринарные справки, свидетельства соответствия на продукцию и право на её реализацию. А заодно огромный ворох проблем.

И если оставить в стороне извечную зависимость сельских тружеников от погодных катаклизмов, сложности с получением кредита и практически полное отсутствие государственной поддержки, мы подходим к вопросу гарантированной реализации или надёжного рынка сбыта.

eco-market.full (1)

Вот как комментирует ситуацию фермер Александр Верзаков, производитель птицы из Приозёрского района: «Вообще реализация — это 50–60% успеха фермерского труда: продукция у нас нежная, скоропортящаяся, можно всё дело загубить, если не наладить каналы сбыта.

А в магазин ещё попасть надо. Сертификат после забоя действует пять дней. Если птица за это время не продалась, её замораживают или возвращают обратно».

Для того чтобы произведённые фермерами продукты стали доступны как можно большему количеству покупателей, без крупных ритейлов, очевидно, не обойтись. Здесь есть несколько вариантов.

Кто-то, как Александр Верзаков, смог доказать качество и его курочки продаются в супермаркетах. Кто-то свою продукцию сдаёт фирме-поставщику, и она выставляет товар в магазины под своим брендом. Но самый прогрессивный — когда происходит кооперация производителя с розничным продавцом.

zubov.full (1)

Юрий Зубов, руководитель аграрных проектов сети супермаркетов «Азбука вкуса»:

«Cегодня ощущается дефицит натуральных молочных продуктов. Качество крупных производителей не всегда постоянно, а небольшие фермеры неспособны обеспечивать потребности торговых сетей.

В результате мы реализовали совместный проект с крестьянско-фермерским хозяйством (КФХ) Александра Саяпина, в сотрудничестве с которым мы разработали критерии качества продукта и полный технологический цикл его производства.

Проект вылился в приобретение собственных земель, кормозаготовительной техники, импортного поголовья коров, доильных роботов, завода по переработке молока, логистики.

Общие инвестиции в проект составили 65 млн рублей, и сейчас мы получаем высочайшего качества молочные продукты с розничным годовым доходом 90 млн рублей.

Весь этот проект реализован именно на кооперативных началах, и управляющий партнёр — КФХ Саяпин. В настоящее время мы вплотную подошли к идее органической сертификации этой продукции.

Очевидно, что в будущем дело поставки деревенской еды горожанам станет более регламентированным, прозрачным и понятным.

Приверженцы идеи здорового питания смогут ориентироваться на специальные знаки сертификации или бренды, которые сами станут знаком качества,  — по-настоящему серьёзные компании сейчас как раз работают над этим.

А пока потребителям приходится тратить время на изучение и придирчивый анализ предложений, но удовольствие от качественной еды и внимание к здоровью того стоят».

Советы

Внимательно изучите сайт интернет-магазина. Серьёзные компании выкладывают всю информацию о поставщиках: адреса, фотографии и описания фермы, сертификаты.

Посмотрите, как долго работает магазин, почитайте отзывы покупателей. Сарафанное радио остаётся надёжным инструментом.

Ориентируйтесь на вкус. Закажите пробную корзину. Возьмите всего понемногу от разных поставщиков. Попробуйте. Если продукты настоящие, фермерские, сразу почувствуете разницу с тем, что покупаете в магазине. Они могут быть дороже, но зато и качественнее.