Километры дорог, тяжёлые подъёмы и головокружительные спуски, снежные перевалы и цветущие луга, синие фьорды и бирюзовые озёра — такой запоминается велотуристам поездка в Норвегию.
Среди моих друзей много любителей велопутешествий. Куда только они ни ездили — и на Тибет, и в Париж, и в Среднюю Азию, не говоря уже о Ленинградской области и Карельском перешейке. Но когда речь заходит о Норвегии, после увлекательных рассказов они в один голос уверяют — тебе обязательно надо там побывать. Страны более дружелюбной по отношению к велосипедистам нет. Там на велосипедах ездят все, независимо от возраста и пола. Маршруты любого уровня сложности, одним словом — рай для велосипедистов всего мира. И я, несмотря на далеко не блестящее владение этим видом транспорта, задумалась, поверила в свои силы и начала готовиться к путешествию. Изучила карты, путеводители, справочники. Полученными знаниями готова поделиться с читателями, ну и советы многоопытных путешественников, думаю, будут не лишними. Надеюсь, что уже в ближайшем будущем от теории перейду к практике и тогда смогу рассказать о велосипедной Норвегии не понаслышке.
Норвежское лето — короткое, поэтому для поездки лучше выбрать июль или август. Но и тогда дожди не редкость — в Бергене, например, они идут большую часть года.
Вечно меняющаяся погода — отличительная особенность страны. В Норвегии можно загорать и купаться на побережье (+22°С), а отъехав чуть дальше — бродить по снежной тундре, наблюдая за северными оленями.
Можно захватить из дома либо взять напрокат. Если летите самолётом, лучше заранее выяснить правила авиакомпании. «Я брал с собой велосипед с маленькими колёсами, который складывался до размеров разрешённого к провозу багажа. С меня не взяли никакой дополнительной платы. Но на некоторых рейсах провезти байк бывает проблематично», — рассказывает петербуржец Сергей Радолицкий. Как вариант, можно добраться до Норвегии на пароме — там с провозом велосипеда проблем не будет.
Мы путешествовали по Норвегии в июле прошлого года, в составе группы из четырёх человек. Из Москвы ехали ночным поездом в Хельсинки. Посмотрели город и затем — паромом в Стокгольм. Оттуда — ночным поездом — в Тронхейм. Конечным пунктом веломаршрута был намечен Берген. Так как путь до него около 1000 км, а у нас было только 10 дней, некоторые участки мы преодолевали на паромах или автобусах. День гуляли в Бергене, на следующий день поездом поехали в Осло, там ещё 2 дня и самолётом в Москву. Переездов и чехления-расчехления великов было очень много! Кроме того, провоз велосипеда почти везде стоит почти как билет на человека. Безумно понравились Трольстиген и «Тропа Троллей», хотя подъём туда был физически очень сложным. А также озеро Djupvanet с кристально чистой водой высоко в горах.
Мы готовились к бесконечным дождям и холоду, запасались непромокаемыми бахилами на обувь и т.д., но погода в целом была чудесной, дожди были не более 3 дней, и довольно много солнца. У меня обгорел нос и руки, не прикрытые перчатками. Порадовали кемпинги: их много и они чудесные.
Советую оставить маршрут покороче, с минимумом переездов. Всего не охватишь, лучше оставить на следующий раз. Быть готовыми к разной погоде. Заранее запастись картой с кемпингами».
С прокатом в «велосипедной» Норвегии никаких сложностей нет. «Мы начали тур со станции Haugastøl, приехав туда в ночи. Поставили палатку прямо на нерабочей платформе. С утра были разбужены машинами, с которых сгружали велосипеды. Оказывается, можно купить тур, приехать на поезде, а тебя уже ждёт велосипед! В конце маршрута просто оставляешь его в условленном месте, — рассказывает Михаил Духанин, путешествовавший по Норвегии в 2008 году. — Отъехав на пару километров, мы обнаружили мега-прокат: на улице стояло 1000 велосипедов! Много вариантов для поездки с детьми — от велоприцепов для совсем маленьких до велосипедов со специальными штангами, крепящимися к взрослому байку.
Ольга Михальченко, Москва
В столице Норвегии работают более 100 пунктов проката. Здесь можно взять велосипеды городской системы проката — синего цвета с белыми крыльями. Вместе с ними дают в аренду и специальную экипировку, оборудование, карты маршрутов.Также широко представлены сервисные службы по ремонту велосипедов.
Страна делится на пять регионов: Восточную, Южную, Центральную, Западную и Северную Норвегию.
Наиболее популярной среди туристов, в том числе путешествующих на велосипедах, является Западная Норвегия — регион фьордов. Сюда едут, чтобы увидеть Согне-фьорд — самый большой и глубокий в Европе и второй в мире после фьорда Скорсби в Гренландии. В Норвегии его называют Королём фьордов. Именно здесь проходит самый популярный веломаршрут страны — Ралларвеген («Дорога землекопов»).
Многие готовы потратить 4-5 часов на крутой подъём в гору Скьеггедаль, чтобы добраться до знаменитого «Языка тролля» — отколовшегося куска скалы, застывшего на её краю в горизонтальном положении.
Путешествовал по Норвегии в марте этого года. Было ещё по-зимнему холодно: днём от +2 до –3°С, ночью — до –9°С. Проехал вдоль Южного побережья — от Ставангера до Кристиансанна, почти не встречая других туристов. Видел озёра, покрытые красивейшим матовым льдом. Даже пожалел, что не взял с собой коньки. Вообще уникальная природа — это то, ради чего стоит организовать велопоездку по Норвегии. Спал в палатке, хотя на туристических трассах кемпинги расположены через каждые 10 км, и в любой деревушке велосипедистам сдают комнаты. Это один из неоспоримых плюсов Норвегии — толерантность и благополучие. Даже путешественник-одиночка может чувствовать здесь себя в безопасности.
Тем, кто не любит экстрим, я бы посоветовал ехать в июле-августе. И только южнее Ставангера. Там в любой момент можно бросить велосипед и подняться в горы.
Сергей Радолицкий, Санкт-Петербург
Норвегия — одно из красивейших мест на земле. Нечто похожее есть только на Аляске и в Британской Колубии в Канаде. В стране отличные дороги, хорошо развита сеть паромных переправ, поэтому не пугайтесь, увидев на карте маршрута остров. Поскольку я ехал по Скандинавии в рамках первого в истории путешествия вокруг Земли, то почти не отвлекался на достопримечательности. У меня была другая цель. Но в Осло побывал в парке скульптур и музее Кон-Тики, посвящённом Туру Хейердалу. Мой путь пролегал по побережью, в любой стране ехать вдоль берега — это самое интересное.
Советую ехать только летом. Без хорошей подготовки лучше не выбирать сложные горные маршруты, но в целом каких-то особых требований к физической форме нет — если здоровье позволяет, всё реально. Запасайтесь картами, кроме того, информацию можно получить в специальных пунктах.
Сладислав Кетов, путешественник, объехавший на велосипеде четыре континента по периметру
Благодарим за помощь в подготовке материала Совет по туризму Норвегии.