news

Есть ли будущее у органического сельского хозяйства в России?

18.07.2013
Главная » news » Есть ли будущее у органического сельского хозяйства в России?

Опубликован новый проект закона о производстве органической сельскохозяйственной продукции. Принятие закона в таком виде, по словам экспертов, породит масштабную коррупцию и приведёт к гибели производства российской органической продукции.

Период летних отпусков — удобное время для принятия неудобных законов. На днях Минсельхоз РФ опубликовал новую версию федерального законопроекта о производстве органической сельскохозяйственной продукции и отправил её на межведомственное согласование. Ответы министерств ожидаются уже к середине августа.

Новая редакция законопроекта кардинально отличается от предыдущей. По сути, это новый закон. По некоторым данным, к новой редакции закона имеет отношение Сергей Сорокоумов, помощник депутата ГосДумы от фракции «Единая Россия» Надежды Школкиной. Отраслевые союзы и организации, которые ранее принимали участие в работе над проектом, о новой версии закона узнали из СМИ.

Новые принципиальные моменты в законопроекте

  1. Производители органической продукции подлежат обязательной государственной регистрации, которую проводит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в определённом им самим порядке.
  2. Вводится государственный реестр производителей органической сельскохозяйственной продукции. Срок действия свидетельства производителя — 5 лет, каждого вида продукции —3 года. Недостоверная информация в документах может стать одним из поводов для отмены регистрации.
  3. Госконтроль за соблюдением требований в отношении всех процессов производства органической продукции (выращивание, производство, переработка органической продукции) осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

В новой редакции законопроекта появились: глоссарий, требования к маркировке, ответственность за нарушения законодательства в области органического производства, переходный период к органическому производству и ряд других новшеств.

Что исчезло из проекта

Закон не предполагает участие отраслевых союзов и ассоциаций в создании нормативно-правовой базы в области органического сельского хозяйства, как это было в предыдущей версии.

Исчезли международные и национальные стандарты на органическую продукцию и системы добровольной сертификации. Это означает, что идентифицировать органическую продукцию в России можно только тем, кто имеет госрегистрацию. Международных договоров в области органического сельского хозяйства у России, по всей видимости, сейчас нет, поэтому и зарубежные системы сертификации до подписания таких договоров признаваться не могут.

В итоге, всё регулирование и контроль рынка органического сельского хозяйства в новом законопроекте предлагается отдать некоему федеральному органу власти, уполномоченному Правительством РФ. Что это за орган, в законе не говорится.

Яков Любоведский, исполнительный директор Союза органического земледелия

Яков Любоведский, исполнительный директор Союза органического земледелия:

«Данный закон не учитывает интересы ни производителей, ни потребителей. Чьи же интересы он представляет? Законопроект обесценивает доверие к экологичной российской продукции. Согласно предложенному механизму, принимать решение о присвоении статуса экопродукта будет некий чиновник. Это создаёт благоприятную среду для коррупции, сертификаты могут просто покупаться. Союз органического земледелия считает, что государство должно разрабатывать стандарты, методологию и контролировать тех, кто будет сертифицировать органическое сельскохозяйственное производство. Новый закон зажимает отечественных производителей между чиновниками и транснациональными компаниями. В таких условиях у нас не появится сильных национальных брендов на рынке экологичных продуктов».