Экокосметика

Всё, что вы должны знать об этичной косметике

06.10.2014
Главная » Образ жизни » Экокосметика » Всё, что вы должны знать об этичной косметике

Вы когда-нибудь задумывались, испытывалась ли косметика, которой вы пользуетесь, на животных? А ведь сегодня тема эта всё чаще обсуждается мировым сообществом.

О том, какие есть альтернативы тестам на животных, что такое этичная косметика и как её распознать, мы побеседовали с Кирстен Хюттнер, главным редактором интернет-портала ekokosmetika.ru, независимым консультантом по экокосметике (Россия — Германия).

Huettner Kirsten

В нашей стране многие покупатели в последнюю очередь думают об этичности косметики. Большинство обращает внимание на цену, чуть меньше — на состав. А как с этим обстоят дела в Европе?

Для начала следует конкретизировать, что именно вы подразумеваете под этичной косметикой: ту, которая не тестируется на животных или ту, что не содержит продуктов животного происхождения (веганская)?

Кроме того, этичной можно назвать косметику, которая производится и реализуется в соответствии с принципами честной торговли (fair trade). Косметика может быть натуральной, но при этом не веганской, и наоборот — веганской, но не натуральной.

В Европе тема этичной косметики, все её аспекты, в этом году обсуждается особенно активно. Так, тестирование косметики на животных стало одной из ведущих тем на выставке Vivaness 2014.

Все серьёзные производители натуральной косметики и стандарты сертификации не допускают испытаний на животных уже много лет. В Европе с 2013 года законодательно запрещено тестировать косметику и косметические ингредиенты на животных, а также импортировать и продавать такие продукты.

Правда, есть одно но: если ингредиенты вроде ПАВов или отдушек также входят в состав бытовой бытовой химии, испытания на животных всё же допускаются — в случае их «некосметического использования».

Так что если компания заявляет, что она не делает подобные тесты, вполне возможно, что некоторые ингредиенты всё же проходят испытания (компания может закупать ПАВ, протестированный на животных, у стороннего производителя).

И ещё один момент — если ингредиент старый, то есть давно применяется производителем, он, скорее всего, тестировался на животных в прошлом. Теоретически в Европе косметика больше не испытывается на животных, но на практике количество погибающих при тестировании животных увеличивается.

Основная причина — регламент Евросоюза REACH (Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals), регулирующий производство и оборот всех химических веществ.

Согласно REACH, все промышленные химикаты должны быть зарегистрированы и должны вновь пройти проверку на безопасность — и это во многих случаях предполагает испытания на животных. Так что, с одной стороны, европейские правила не позволяют тестировать косметику на животных, с другой стороны, из-за REACH испытаний становится больше.

Существует другая важная проблема — экспорт этичной косметики. Некоторые страны, чтобы пустить на свой рынок какой-либо косметический продукт, ставят обязательным условием испытание на животных.

Например, этого до сих пор требует Китай, чтобы гарантировать безопасность товаров для потребителей. Несколько производителей натуральной косметики даже прекратили из-за этого экспорт в Китай, например, Logona.

Сертификационные органы BDIH и Natrue заявили, что их сертификаты недействительны на китайском рынке, и была реальная угроза, что производители могут потерять право на использование сертификатов в Германии, если продолжат продавать продукцию в такие страны, как Китай.

Кстати, ещё пару лет назад Россия также требовала испытания на животных от компаний, чтобы те могли получить сертификат соответствия на свои продукты.

Какие есть альтернативы тестам косметики на животных? В чём заключаются такие методы?

Альтернатив много. Вы наверняка слышали про тестирование in-vitro (в пробирке), которое позволяет определить токсическое действие того или иного ингредиента в клетках.

Если необходимо выяснить, вызывает ли средство раздражение кожи, опять же поможет in-vitro или привлечение добровольцев. Что касается раздражения глаз и слизистой оболочки, — используются тесты in-vitro с куриными яйцами. Кроме того, в пробирке можно проверить фототоксичность, канцерогенность и тератогенность.

Сегодня специалисты считают любые испытания на животных ненужными, поскольку на самом деле они не гарантируют безопасность конечного потребителя — то есть нас с вами.

Причина проста — результаты испытаний на животных не могут быть спроецированы на человека из-за анатомических и психологических различий. Только когда продукт зарекомендовал себя на протяжении десятилетий как безвредный для организма человека, можно говорить о его безопасности.

Каким маркировкам можно доверять?

Есть несколько сертификатов. Во-первых, всемирно известный прыгающий кролик (leapingbunny.org). Ещё один кролик — на немецком сертификате, существующем с 1979 года (ihtk.de).

Кроме того, есть «Веганский цветок» Британского веганского общества — он означает, что продукты не тестировались на животных и не содержат ингредиентов животного происхождения (vegansociety.com). Конечно же, основные экосертификаты вроде BDIH, Natrue, Ecocert, Cosmebio и ряд других гарантируют, что косметика не испытывалась на животных.

А как узнать, является ли косметика этичной, если на ней нет подобной маркировки? Есть ли какие-то базы, рейтинги, списки?

У нас в Германии, к примеру, есть сервис, где это можно проверить, — barcoo.com. И, конечно, существуют списки в интернете. Например, список PETA (организации «Люди за этичное обращение с животными»).

Можно ли говорить, что косметические компании постепенно отказываются от тестов на животных?

Да, тесты in-vitro становятся всё более популярными. Но в целом, к сожалению, не похоже, что испытания на животных будут полностью исключены при проверке безопасности бытовой химии. К этому мы будем идти ещё долго.

Вы можете назвать всемирно известные бренды, которые не позиционируют себя как органические и натуральные, но при этом они не тестируют косметику на животных?

Самый известный — The Body Shop. Кроме того, Lush и Revlon позиционируют свои продукты как не тестируемые на животных. К сожалению, не все компании честны. Они могут сказать: «Мы не тестируем свои продукты на животных» — но они тестируют ингредиенты.

Или они говорят: «Мы не делаем тесты на животных» — но это делают за них другие компании. К примеру, компания Procter & Gamble призналась, что они до сих пор испытывают свои продукты на животных, и, скорее всего, они не единственные.

Так что если вы действительно хотите убедиться, проверяйте косметику по спискам, которые я назвала, или ищите маркировку. А если вы покупаете сертифицированную натуральную косметику, можете быть уверены, что она не тестировалась на животных.

Узнайте больше о сертифицированной натуральной косметике на ekokosmetika.ru.