Когда мы покупаем косметику, то в первую очередь ждём от неё заявленного эффекта. За видимый результат приходится платить немалую цену, правда, иногда речь идёт вовсе не о деньгах, а о нашем здоровье.
Может ли органическая косметика помочь нам добиться нужного эффекта? Есть ли необходимость прибегать к методам эстетической медицины или люксовой «лабораторной» косметике?
О том, как с развитием рынка органики в нашей стране изменилось понимание эффективности косметических средств, мы побеседовали с Еленой Коваль, экспертом по натуральной и органической косметике, консультантом и партнёром ECOCERT.
Начну с цитаты, которая даёт возможность шире посмотреть на такой важный параметр, как эффективность.
Много лет назад Тьерри Логр, владелец Лабораторий PHYT’S, выступил на французском телевидении. Напомню, что это флагманская профессиональная органическая марка, существующая 43 года и востребованная более чем в 40 странах мира.
Так вот, господину Логру был задан вопрос: эффективна ли органическая косметика? И вот что он ответил: «Органическая косметика — не означает эффективная косметика. Классическая косметика тоже вовсе не означает этого.
Косметика как таковая может быть эффективной и неэффективной — зависит от целого ряда характеристик. Как чётко задаётся целевое назначение конкретного средства, как подобраны активные ингредиенты и учтено их взаимодействие.
Отдаёт ли себе создатель отчёт в том, что средство будет использовано не само по себе, а в сочетании с другими средствами марки. Способствуют ли галеническая форма и рекомендуемый способ применения достижению максимального эффекта или нет.
Ну и, конечно же, важно происхождение и качество ингредиентов, равно как и технология их физической и химической трансформации. Именно в этом, последнем, факторе и заключаются преимущества органической косметики».
Растения и человек имеют общую природу, что позволяет говорить о биосовместимости нашего организма и растительных ингредиентов. Подчеркну: экологически чистых растительных ингредиентов, без пестицидов, гербицидов, ускорителей роста, ГМО, синтетических минеральных удобрений и т.п.
Естественно, и «вспомогательные» компоненты — эмульгаторы, загустители, консерванты, отдушки и прочие — не должны быть синтетическими и токсичными.
Не стоит в «бочку дегтя» (синтетическую основу) добавлять «ложку мёда» (несколько натуральных компонентов), как делают некоторые традиционные марки, следуя моде. По сути эта «ложка мёда» не компенсирует вред всей остальной синтетики в средстве.
Такое видение эффективности косметики справедливо и сегодня. Мы имеем дело с совершенно новым пониманием этого термина.
Для начала отмечу, что десять лет — это как раз тот период, сколько органическая косметика присутствует на российском рынке. В 2003 году Ольга Соснова ввозит в Россию прекрасную новозеландскую марку Living Nature.
Сертифицированный BDIH, бренд сразу же превосходит уровень этого натурального стандарта и по праву является органическим (это следует из ингредиентного состава и технологий трансформации сырья).
В 2004 году к нам приходит французская профессиональная марка PHYT’S — не просто мировой лидер органики, но превосходящий стандарт BIO, самый строгий на тот момент (PHYT’S не применяет в составах разрешённые стандартом мягкие синтетические пищевые консерванты).
Приходит и органическая и натуральная розница: Sanoflore, Dr. Hauschka, Weleda, Florame, B comme Bio, Cattier Paris, Melvita и другие. Профессиональные косметические марки проводят конференции.
Как пример: дистрибьютор PHYT’S буквально вынужден был организовать, совместно с научными изданиями, конференцию с участием госпожи Nadine Fabrega, руководителя научно-исследовательского центра, имеющего на тот момент 30-летний опыт в формулировании органических составов, эффективность которых подкреплялась независимыми клиническими испытаниями.
Напомню, это было время, когда многие люди не верили, что существует косметика без химических консервантов, что можно смешать воду и масло без полиэтиленгликоля и полипропиленгликоля (PEG, PPG) и не использовать синтетические стабилизаторы.
Бренды участвуют в Интершармах, KI-EXPO, публикуются в профессиональных изданиях Les Nouvelles Esthetiques, KOSMETIK international, Cabines, популярных глянцевых изданиях.
И хотя первыми в России с органикой познакомились профессионалы, врачи и косметологи, профессиональный сектор органики долгое время оставался весьма узким. Дело в том, что появление органики совпало с бумом мезотерапии, ботокса и других «неуходовых» методов эстетической медицины.
Специалисты, оглушённые очередной навязчивой рекламной компанией псевдоэффективности мгновенного преображения, завороженные финансовыми показателями, просто не услышали нового голоса и не понесли его в массы.
Кто же при таких обстоятельствах массово «воспитывал» потребителя? Розница. Но… Розничная сфера, по определению, менее подготовлена к передаче «глубоких» знаний, ибо носителями информации здесь часто бывают консультанты без соответствующего образования и не обязательно владеющие полной информацией о стандарте.
В результате идея эффективности в такой ситуации, увы, транслировалась неэффективно.
Стандарт — это не свод «химических» и технологических правил. Это мировоззрение устойчивого развития, отражающее взаимоотношение человека и природы на долгие-долгие годы, понимание человеком своего места и ответственного положения на планете. Это ответ на экологическую катастрофу на Земле!
В России исторические события привели к отрыву человека от его естественной среды обитания, из «человека разумного» он трансформировался в «человека социального». Мы охотно воспринимаем идею заботиться о себе любимом, хотим, чтобы на наше лицо попал очень чистый крем.
При этом мы покупаем пластиковые бутылки, едим пищу из выращенных на химических удобрениях компонентов.
Потребитель выучил почти всё про ингредиенты, меньше — об их трансформации, чуть-чуть — об упаковке, и совсем ничего — об органическом сельском хозяйстве как участнике производственной цепочки и об эко-френдли производстве.
Хотя в стране, где практически не было органического сельского хозяйства, а любовь к природе по сей день сводится к летним уик-эндам, возможно, стратегия популяризации органической косметики через чистоту состава была оправдана.
Сейчас экологические инициативы охватывают всё более широкие сферы деятельности человека, так что самое время углубить свои знания о том, откуда берётся и как производится органическая косметика.
Органической косметики требуется меньше для ухода. Количество баночек, которые стоят у вас на полке в ванной комнате, и частоту их обновления можно существенно сократить. Органика приводит кожу в норму и та требует меньшего ухода.
К примеру, возьмём среднестатистическую женщину, которая решила перейти с традиционной косметики на органическую. У неё уже есть накопившиеся, аккумулированные в тканях и «непереваренные» организмом синтетические вещества, которые попали в кожу вместе с традиционной косметикой.
Мы прекрасно понимаем, что бионесовместимые компоненты, по определению, вредны для организма. Однажды попав в межклеточную жидкость и в клетку, они не так быстро выводятся оттуда. Часто это происходит только вместе со смертью клетки. Всё это нарушает метаболизм.
Когда человек меняет обычную косметику на органическую, он преодолевает переходный период. Сначала визуально непонятно: то ли есть эффект, то ли его нет.
В это период идёт вытеснение и замещение накопленных несовместимых токсичных и вредных для организма человека веществ органическими строительными материалами. В тканях, очищенных от токсичных загрязнений, естественно восстанавливаются физиологические процессы, улучшается и общий внешний вид кожи.
Чистый организм становится более восприимчив к активным растительным компонентам органической косметики. Во всём надо чуть-чуть терпения и веры!
С появлением органической декоративной косметики у нас появилась возможность защитить самые чувствительные зоны — контур глаз и губы. В случае использования классической косметики они подвергаются жесточайшей агрессии. Это должны понимать все.
Органическая косметика — это настоящая находка для мам. Она позволяет ухаживать за нашими детками. Как правило, средства после смены подгузников, для купания, для ухода за волосами ребёнка есть в наборе каждого родителя.
Кроме того, важно помнить и о средствах гигиены. Интимный уход, зубная паста, дезодоранты, шампуни — это ещё один отряд косметических средств, в «классическом» исполнении наносящий огромный вред здоровью человека. Здесь органика незаменима.
Может быть, кому-то действительно не подошла конкретная марка. Может быть, в составе были какие-то травки, ингредиенты, которые не подходят этому человеку. Тут я могу привести собственный пример.
Я влюблена в органическую французскую марку GamARde, но в ней есть три средства, запах которых мне не нравится и, соответственно, лично мне они не подходят.
Я подобрала их аналоги в PHYT’S. Носу надо верить! Но часто бывает, что пользователю просто не удаётся справиться с психологическим барьером. Это основная причина всех невзгод.
В органической косметике границы пока размыты. Лично я не всегда улавливаю связи между тем, что лежит в баночке, и позиционированием марки. Особенно в России.
Я бы сказала, что для России стоимость увлажняющего крема для лица объёмом 50 мл около 1200-1400 рублей — это нормально. А стоимость от 2400 до 3800 рублей — это уже был бы премиум-класс. Но у него должна быть чёткая аргументация.
Во Франции, Италии и, вообще, Европе, например, марки только-только начинают себя позиционировать в различных классах: масс-маркет, средний сегмент, премиум, люкс.
Изначально органика вошла на рынок без сословных отличий, но при этом вся органика разная, мы это хорошо понимаем. Исторически прошло слишком мало времени. Да и акценты приходилось делать не на различии, а на фундаментальной общности органического сектора.
Розничные марки делятся на две категории.
Первая — бренды с историей, солидным опытом, которые существуют на рынке несколько десятилетий, некоторые из них уже перешагнули 100-летний рубеж.
К таким можно отнести Cattier (Франция), Florame (Франция), Sanoflore (Франция), Weleda (Германия), Dr.Hauschka (Германия). Эти марки пришли на рынок с определёнными знаниями, со своей школой органики.
Вторая категория — молодые органические марки, которые, в свою очередь, тоже делятся на две категории.
Первая — марки, которые давно стремились к выпуску органической косметики, но не имели технологической базы для этого.
Когда же, в начале 2000-х годов, появились стандарты органической косметики, например, BIO (Франция), Soil Association (Англия), ICEA (Италия), в руках у таких брендов появился долгожданный инструментарий, позволивший организовать производство и технологию.
Это носители органической культуры. Пример — Melvita (Франция).
Вторая категория молодой органики — производители, которые поняли, что неприлично не иметь органическую марку, что сектор органики динамичен, на этом можно легко, как им казалось, заработать.
Такие бренды, подчас, меньше задумывались о качестве, о долгосрочности демарша. Когда им разрабатывали хорошие формулы, им везло, когда менее удачные — везло меньше. Не вся органическая косметика в этом смысле одинаковая.
Все, которые должна решать косметология. Мы — дети природы, и всё, что мы можем потребить, произвела природа. Когда мы говорим об эффективности косметики, это означает, что она «заточена» под решение конкретных задач.
Если мы хотим ингредиенты а-ля коллагены и эластины, имеет смысл обратиться к бурым длинным водорослям — ламинарии и келпу. Если хотим похудеть, стоит взять водоросли с «перекошенным» составом, чтобы активизировать метаболизм. Например, фукус.
Если хотим отладить гармонию микроэлементов, обращаем внимание на ламинарию. Бесполезно ждать такого же результата от красных водорослей, но зато они прекрасно подойдут для укрепления и регенерации клетки, подавления воспалительных процессов.
Надо знать свойства растений и минерального мира! Также нужно понимать, какие растения совместимы между собой. Если взять косметику из максимально чистых ингредиентов, что может быть более эффективным и одновременно неагрессивным?
В жизни современного человека применение косметики обосновано — так пусть же этот способ поддержания кожи в красивом и здоровом состоянии будет максимально чистым!
Такую точку зрения подтверждают и врачи. На II Международной конференции по натуральной и органической косметике Елена Баринова, дерматокосметолог, нутрициолог и лазеротерапевт, представила доклад, подготовленный группой врачей из разных регионов России.
Его основная идея в том, что органические уходовые методики — это действенный инструмент, позволяющий достичь прекрасных устойчивых результатов без обращения к эстетической медицине.
И существенно усилить эффект, когда к этой самой эстетической медицине все же прибегают. Это ещё предстоит понять и принять нашим специалистам.
Мы идём в нужном направлении. Критическая точка пройдена. В области эстетики мы говорим уже не только об органической косметике, но и об органическом спа. И здесь спрос превышает предложение.
И главное, мы думаем, наконец-то, и о наших детях, и о Земле. Мы начинаем мыслить долгосрочными и устойчивыми категориями. И спасибо органике — она сыграла и продолжает играть ведущую роль в преображении нашей жизни!
Беседовала Ксения Нефёдова, автор проекта Naturalissimo.ru.