Чтобы ответить на этот вопрос, мы побеседовали с Кирстен Хюттнер, главным редактором интернет-портала ekokosmetika.ru, независимым консультантом по экокосметике (Россия — Германия).
«До сих пор не существует чёткого определения термина «натуральная косметика» — об этом на данный момент не могут договориться ни промышленность, ни торговля.
Однако в 2008 году в Германии в результате сотрудничества ведущих немецких компаний по исследованию рынка была предложена концепция, позволяющая классифицировать все косметические средства. В её основу заложен принцип «светофора», разработанный Эльфридой Дамбахер.
Принцип «светофора» предлагает следующую классификацию:
1. Обычная косметика — красная категория.
2. Почти натуральная косметика — жёлтая категория.
3. Натуральная и органическая косметика — зелёная категория».
Её состав не противоречит установленным законодательством нормам. Эта категория составляет основную часть косметического рынка и включает широко известные марки (Nivea, L’Oreal, Lancome и т.д.).
Такую косметику можно встретить в любом магазине, при ее производстве используются химические ингредиенты, в том числе возможно вредные для здоровья, но разрешённые законодательством страны-производителя. Основной принцип производства обычной косметики: «То, что не запрещено, разрешено».
Также можно назвать псевдонатуральной. В её рецептуре содержится широкий спектр природного сырья, однако синтетические ингредиенты также присутствуют. Из-за наличия в составе такой косметики природных компонентов она может быть воспринята как настоящая натуральная, но на самом деле таковой не является.
В то же время стоит отметить, что в последнее десятилетие большинство производителей «почти натуральной косметики» всё чаще отказываются от вредных составляющих, таких как парабены (синтетические консерванты), парафин, силиконовое масло, а также от испытаний на животных.
Тем самым они делают дополнительный шаг на пути к экологичной косметике. Бренды этого сегмента: Nivea Pure&Natural, Kneipp*, Body Shop, Yves Rocher*, L’Occitane, Green Mama. К этой группе часто относится и фитокосметика.
Предполагает полное отсутствие вредных веществ в составе. Компания-производитель должна отказаться от синтетических ингредиентов на каждой стадии производства.
Чтобы косметические средства обладали необходимой консистенцией и текстурой, сохраняя все свои полезные натуральные свойства, требуется разработка собственной сложной рецептуры. Натуральную косметику высшего уровня называют органической.
Она отвечает более строгим требованиям к составу. Такая косметика должна содержать не менее 70-95% органических растительных компонентов, выращенных путём контролируемого органического земледелия.
Органическую косметику сегодня производят такие бренды, как Forest Secrets, Weleda, Dr. Hauschka, Aubrey Organics, Logona, Melvita, Phyts, большинство ассортимента Natura Siberica и др.
Натуральная косметика подразделяется на сертифицированную и не сертифицированную. Сертификация натуральной косметики может отличаться в зависимости от страны производства. При этом, вне зависимости от места происхождения, существуют единые принципы для отнесения косметики к натуральной:
Сегодня сертифицированная натуральная косметика становится всё более популярной среди потребителей. Её легко узнать по специальным значкам на упаковке, выданным производителю любой из организаций по экосертификации. Самые известные экосертификаты: ICEA, Ecocert/COSMEBIO, BDIH, NaTrue, Soil Association, NSF.
Натуральная косметика без сертификации соответствует всем принципам натуральной: не содержит компонентов животного и синтетического происхождения, отдушек и красителей, но в настоящий момент не прошла необходимую экологическую сертификацию или сама контролирует соответствие требованиям, предъявляемым к натуральной косметике.
К этой группе относится, например, большинство косметических продуктов брендов Styx и Annemarie Boerlind.
*часть продукции этих марок, прошедшая необходимую сертификацию, относится к категории «Натуральная косметика».