Ситуация с сохранением продовольствия становится все хуже — по данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) приблизительно треть производимой в мире пищи уходит в отходы.
Причем, значительная часть их образуется на кухнях — дома, в ресторанах, кафе, отелях, школах, офисах.
Одна из инициатив, направленных на сокращение пищевых отходов — «Food is Precious», которую не первый год успешно развивают в компания ИКЕА, стимулируя и других двигаться в этом направлении.
Наталья Бенеcлавская, руководитель отдела устойчивого развития ООО «ИКЕА ДОМ», рассказала «Натур Продукту» о том, в чем суть этого проекта и как он реализуется в российских магазинах ИКЕА.
Стратегия ИКЕА по устойчивому развитию ставит перед собой цель — движение от массового потребления к массовой цикличности, продлению жизни вещей, повторному их использованию. И, конечно, обращение с отходами значительная часть этой работы.
В целом, в российских магазинах ИКЕА, около 70% отходов мы отправляем на переработку, оставшиеся 30% — те фракции, которые сложно перерабатывать, очень часто это композитный материал.
Что касается пищевых отходов, то уменьшение их количества и переработка одна из важнейших задач. К концу 2020 финансового года ИКЕА намерена во всех магазинах вдвое сократить их количество и свести к минимуму вывоз на полигоны (Zero waste to landfill).
С декабря 2016 года до конца января 2019 года инициатива «Food is precious» была реализована уже в 247 из 423 магазинах, и вес сокращения пищевых отходов составил 1 786 605 кг;
За счет чего в ИКЕА добиваются таких фантастических результатов?
Сначала надо понять причину образования остатков и потом на нее воздействовать. Мы составляем план производства пищевой продукции и внимательно следим за его выполнением.
У нас давно уже ведется учет пищевых отходов — взвешиваем их, анализируем почему в один день больше получилось, в другой меньше.
Использовали продукты, у которых много обрезков, блюдо не удалось и люди не доедают, приготовили больше, чем пришло посетителей?
Проводим аналитику по многим параметрам, все учитываем и вносим исправления. Вот такой у нас инструмент.
В других странах в магазинах ИКЕА широко используется оборудование Food Waste Watcher, которое позволяет не только замерить общую массу пищевых отходов, но и идентифицировать причину, по которой продукт становится отходом, что делает аналитику более точной.
Есть стандарт учета и отчетности о расходах пищевых продуктов и потерях — FLW (food lost+waste).
На следующий финансовый год у нас запланирован пилотный запуск такого оборудования в Санкт-Петербурге. Тогда смогу рассказать о нем подробнее.
Но уже сейчас, если сравнивать с другими странами, то в российских ИКЕА очень мало пищевых отходов.
А когда остается вкусная, но не проданная еда — вы тоже отправляете ее на переработку или можно это кому-то отдавать?
Это довольно сложный вопрос у нас в стране. Мы хотели взаимодействовать с фондом продовольствия “Русь”, но пока что законодательство не готово к тому, чтобы это делать легально, а нелегально наша компания не работает.
Пытаемся найти какие-то варианты: исследуем и фудшеринг, и другие инициативы, но ничего, соответствующего российскому законодательству нет.
Вопросом как уменьшить количество продуктов, вывозимых на свалку никто толком не занимался. Мы, как и фонд продовольствия «Русь», стараемся лоббировать принятие соответствующих поправок в законодательных актах.
Пока максимум, что мы можем сделать, это предоставить возможность сотрудникам в конце дня купить по сниженной цене то, что на грани, то, что явно останется.
Насколько ваши сотрудники озабочены идеей сокращения отходов? Ведь многие хорошие инициативы разбиваются, натолкнувшись на человеческий фактор.
Я бы сказала, ответственное отношение сотрудников, у нас наименьшая из проблем.
Люди настроены не только на сокращение пищевых отходов, они знают и делают целый комплекс правильных вещей — знают, что все отходы надо перерабатывать, что надо свет выключать, когда он тебе не нужен, что надо воду экономить. Все это им понятно и близко.
Когда мы проводим собеседование перед приемом на работу, то проверяем насколько взгляды человека совпадают с нашими ценностями, с необходимостью заботы о людях и планете. Это один из важных критериев.
И если человеку это совершенно неинтересно, скорее всего он не станет работать в ИКЕА. Такое “сито” на входе.
У нас очень много коммуникации на тему устойчивого развития.
Есть вступительный тренинг для новых сотрудников, где их знакомят со всеми нашими инициативами. Раз в год проходит двухчасовой тренинг для всех, на котором рассказывают о том, что у нас происходит. Новые инициативы отдельно освещаются в рассылках и лично на встречах в отделах.
То же касается сокращения количества пищевых отходов. В отделе питания ИКЕА очень много говорится об этом с персоналом. И вы знаете, большинство сотрудников, работающих с этой инициативой, предпринимают шаги по сокращению пищевых отходов в домашних условиях.
А как вы поступаете с теми отходами, которые образуются?
Компаний, которые готовы перерабатывать пищевые отходы в России не так много. В Москве ситуация благополучная — мы сотрудничаем с компанией «Наш город» — они забирают отходы из наших магазинов, производят из них удобрения и подтверждают это документально.
В Петербурге, к сожалению, такого партнера не нашли и пищевые отходы отправляются на полигон.
Нам предлагали использовать оборудование разработки Южной Кореи, которое устанавливается прямо в магазине и перерабатывает пищевые отходы, но Росприроднадзор квалифицирует эту высушенную, уменьшенную в 10 раз массу, тоже как пищевой отход, со всеми вытекающими отсюда последствиями — хранить при низкой температуре, либо вывозить каждый день, не вполне понятно куда.
И, если вдруг, инспектора Росприроднадзора начнут интересоваться этой темой, то в первую очередь они придут к нам. Понятно, что с больших компаний и спрос всегда больше.
Остается надеяться, что теме сокращения и переработки пищевых отходов будет уделено больше внимания на государственном уровне, конструктивных законов в этой сфере станет больше, а бюрократических придирок меньше.
Фото: ИКЕА