Отмена налогов на бесплатную передачу продуктов малоимущим — помощь людям и спасение еды

27.02.2020
Главная » Save Food » Отмена налогов на бесплатную передачу продуктов малоимущим — помощь людям и спасение еды

У нас в стране из-за несовершенства налогового законодательства сложилась парадоксальная ситуация — нераспроданные продукты абсолютно пригодные к употреблению, с действующими сроками годности, компании предпочитают отправить на свалку или утилизировать вместо того, чтобы передать нуждающимся. Желание поделиться несет производителям и магазинам дополнительное налоговое бремя порядка 30-40%.

Николай Валуев, первый заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы РФ и Сергей Вострецов, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы РФ, в конце января 2020 года внесли в Правительство предложение: освободить предприятия от налога на прибыль и возвратного НДС на объем продуктов (кроме алкоголя), переданных ими на благотворительность.

Авторы законодательной инициативы, представители бизнеса, фонда продовольствия «Русь», налоговый консультант, рассказывают о социальных, экологических и экономических аспектах предложенного законопроекта.

Социальная значимость

Сергей Вострецов: В первый раз я эту проблему озвучил год назад.

Когда праздновали прорыв блокады, бабушки, мои избирательницы, сказали на чаепитии: «Сергей, уже до боли невозможно смотреть, что продукты тоннами выкидывают на свалку. Там все гниет, воняет и эти свалки за счет горожан пытаются в порядок приводить. Получается, что одни убытки кругом, при этом миллионы людей в стране нуждаются в поддержке. Наведите уже порядок».

Весь мир цивилизованный идет по этому пути рачительного, бережливого отношение к пище. Что же нам мешает?

Причин оказалось несколько. Первая и основная — налоги. Поэтому и пошла речь о внесении изменений в налоговое законодательство.

Николай Валуев: Сейчас не менее 18 млн россиян живет за чертой бедности, и продукты, получаемые через благотворительные фонды служат для них существенной поддержкой.

Правительство России 25 ноября прошлого года утвердило «Концепцию содействия развитию благотворительности до 2025 года». И наше предложение в нее однозначно укладывается.

В Европе уже давно реализуются налоговые послабления для бизнеса, сотрудничающих с банками продовольствия. Почему бы России не перенять подобный опыт?

Конечно, участие в передаче продуктов не несет обязательного характера. Но для многих организаций снижение налоговой нагрузки приоткрывает окно такой возможности.

Какая ситуация сейчас

Пока единственной официальной организацией в России, которая уже на протяжении 7 лет собирает продукты из разных источников и передает тем, кто в них больше всего нуждается, является банк продовольствия «Русь».

Его президент Юлия Назарова рассказала, что выстроенная ими социальная сеть раздачи продуктов питания, насчитывает десятки храмов, приходов, мусульманских организаций, государственных центров по поддержке населения, специальных благотворительных фондов.

Через все эти организации ежегодно распределяется примерно по 6 тыс. тонн продуктов.

Партнерские организации ведут учет людей, которые к ним приходят, проверяют документы, подтверждающие их статус, чтобы было понимание, кто получает помощь.

Есть разные категории нуждающихся — одинокие пожилые люди, многодетные семьи, матери-одиночки, просто нуждающиеся семьи.

Сегодня продуктов, собираемых банком продовольствия «Русь» хватает, чтобы ежемесячно поддерживать 100-150 тыс. нуждающихся в 50 регионах Российской Федерации. Если новый закон будет принят, то мы сможем собирать ежегодно более 1 млн тонн продовольствия и обеспечить помощью всех нуждающихся, которые по официальным данным проживают в России.

Кто отдает продукты? В первую очередь крупные компании производители. Такие пожертвования — общемировая практика корпоративной социальной ответственности.

Например, компания Danone передает сейчас в фонд порядка 650 тонн ежегодно. Отмена НДС, по мнению руководителя направления устойчивого развития Danone в России и СНГ Василия Фокина, позволила бы увеличить этот объем минимум в два, а то и в три раза уже в ближайшее время.

А в последующем, при оптимизации производственно-логистической цепочки, объем этой продукции мог бы увеличиться до 9 раз, то есть достигнуть 5,5 тыс. тонн ежегодно. И это составило бы уже довольно существенный вклад.

С ритейлом ситуация пока не столь обнадеживающая. На данный момент вся продукция, которая не реализована магазинами в рамках сроков годности подлежит утилизации. Это требование санитарно-эпидемиологического законодательства, а также Минприроды России.

Поэтому, как считает директор департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти X5 Retail Group Станислав Богданов, очень важно совершенствовать точность подвоза, вовремя делать скидки на скоропортящийся товар, доносить эту информацию до покупателей.

Конечно налоговые послабления помогут ритейлу сохранить часть продовольствия от захоронения на полигонах, использовать по назначению, с пользой.

Значение инициативы для улучшения экологии

Николай Валуев: Внесение изменений в налоговое законодательство — мера, с помощью которой мы способны решить много проблем, в том числе и улучшение экологической обстановки.

Сейчас в Российской Федерации миллионы тонн продуктов в том виде, в котором они были произведены, прямо в красивой упаковке, отправляются на свалки. Их утилизация обходится для бизнеса намного дешевле, чем передача на благотворительность.

Сергей Вострецов: Все ужасное, что вы знаете о свалках и полигонах — неприятный запах, выделение метана, углекислого газа и других парниковых газов, влияющих на изменение климата, так или иначе связано с пищевыми отходами.

У нас нет контроля за переработкой пищевой продукции, в случае, если она становится непригодной к употреблению.

Так что следующим мы готовим закон о контроле за утилизацией, о пунктах приема пустой тары около дома. Это приведет к раздельному сбору мусора и эффективной переработке многих фракций, в том числе и пищевой. И к сокращению захоронения отходов на полигонах, а это большой шаг на пути улучшения экологической обстановки.

Какие могут быть барьеры на пути к принятию этого закона?

Николай Валуев: Основные возражения мы ждем от Минфина. Мы отправили письмо, в котором запрос к Минфину подсчитать, какие налоги они получают при передаче данной продукции в благотворительные организации, чтобы увидеть ту сумму, которая условно может потеряться.

Мы постараемся обосновать нашу позицию совершенно другими цифрами — с точки зрения попадания этой продукции на свалки, совокупного ущерба окружающей среде, и многих других факторов социальных.

Мы спасаем продукты на изготовление которых затрачены огромные человеческие и энергетические ресурсы. И оказываем помощь населению, которое бесплатно получит реальные объемы продуктов. Еды, которая будет употреблена по назначению, а не в мусорное ведро.

Владимир Константинов, партнер, руководитель отдела услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, PwC в России: В обсуждении законопроекта с федеральными ведомствами, одним из первых возникает вопрос о потере налогового дохода бюджетом.

По нашим подсчетам, сейчас, передавая в фонд продовольствия «Русь» 6-7 тыс. тонн продуктов, налогоплательщики выплачивают с них в бюджет порядка 400 млн руб.

В обывательском представлении, это значительная сумма. Но для общего финансового результата, даже если рассматривать его в изоляции, что не совсем правильно — вопрос комплексно надо рассматривать, эти 400 млн рублей представляются несущественными.

Ведь суммарные доходы бюджета по НДС и налогу на прибыль, это два налога, о которых мы говорим, составляют примерно 10 триллионов рублей в год. Это в 20 раз больше, чем из-за послабления на благотворительность.

Конечно, хочется увидеть более точные расчеты, чтобы оценить насколько те цифры, о которых мы говорим, могут быть препятствием для важной инициативы.

Порой налоговые послабления, налоговые льготы могут восприниматься, как что-то нерациональное и несправедливое.

Хотелось бы прояснить, что в данном случае, речь не идет о каким-то выгодах для налогоплательщиков. Ведь жертвуя еду на благотворительность, они отдают товары, на создание или приобретение которых потратили свои деньги.

Я, как эксперт по налогообложению, хотел бы отметить — наша налоговая система не является настроенной исключительно на получение фискального дохода и то, что предусматривает законопроект не является чем-то для нее беспрецедентным.

У нас есть масса положений в налоговом законодательстве, которые направлены на стимулирование, либо на не препятствование различной деятельности. Это инвестиции, экспорт, покупка жилья.

То, что предусмотрено данным законопроектом, это не новый концепт, а обычный процесс, когда налоговая система разумно реагирует на новые практики, которые есть на рынке, на текущие социальные выборы.

Наталья Беляева, заместитель председателя комитета «Деловой России» по природопользованию и экологии, координатор проекта «ЭкоХорека»:

Принятие закона поможет спасти более 1 млн тонн продуктов — уменьшить примерно на 7% те 17 млн тонн пищевых отходов, которые сейчас за год образуются в России.

А государству, в противовес получаемым 400 млн рублей налогов, снизить затраты на рекультивацию полигонов. Только за 2019 год они составили 7 млрд руб.

Получается, что документ, который в официальном поле называется тривиально и не сильно понятно, “Внесение изменений во 2-ю часть налогового кодекса”, будучи принятым, даст возможность решить важную социальную проблему, улучшить экологическую обстановку в крупных городах и совсем незначительно повлияет на пополняемость бюджета.