Ответственный выбор

Sharing economy (Шеринг экономика) vs Гиперпотребление

15.12.2016
Главная » Дела » Ответственный выбор » Sharing economy (Шеринг экономика) vs Гиперпотребление

В России, вслед за Западом, растет число проектов, которые развиваются в модели sharing economy (шеринг экономика).

Рассказываем о возможностях такого подхода для начинающих предпринимателей и значении его для ответственных потребителей, которые «голосуют кошельком».

Что такое sharing economy

Термин sharing economy (от share – делиться) переводят на русский по-разному — экономика совместного пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия.

Один из основных принципов — это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, — инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время.

На почве этого вырастает большое число конкретных сервисов, которые соединяют тех, кто владеет ресурсом с теми, кто в нем нуждается.

Аргументы в пользу шеринг экономики — в наших городах и домах становится все меньше места, а в 21 веке люди стремятся к большой мобильности. Иметь доступ к какому-то благу становится удобнее и выгоднее, чем владеть им.

sher

С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были весьма популярны в Советском Союзе.

С другой стороны — благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной нам экономической модели.

Немало споров ведется вокруг того, считать ли sharing economy такие коммерческие сервисы, как Uber и Airbnb (пожалуй, самые цитируемые примеры новой экономики) или они превратились в чистый капитализм и правильнее называть их экономикой доступа. А шеринг — это, прежде всего, про некоммерческий обмен.

В то же время, есть исследователи, считающие, что отличие sharing economy от традиционной, лежит не по линии «коммерческий-некоммерческий».

Они обращают внимание на другие аспекты — например, горизонтальные связи и отсутствие посредников: peer-to-peer (равный — равному), доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). Не зря sharing economy также называют «экономикой доверия».

А как с шерингом обстоит в России?

Давайте познакомимся с некоторыми российскими проектами и сервисами, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.

Мы приведем лишь несколько сервисов из разных сфер в качестве примера.

Вторая жизнь вещей

Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, — и тем самым продлевать их жизненный цикл.

Один из давних некоммерческих проектов — это «Дарудар». По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров.

Другой вид проектов, который развивается в России — это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин «Спасибо!» в Санкт-Петербурге.

clothes

Кроме важной благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая — непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из нее делаются полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола.

Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта «Крок и Зябра». Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимально возможной цене.

Еще один способ избавиться от ненужных вещей предлагает проект «Свалка», который ряд действует уже во многих городах. К ним можно сдать самые разные вещи от книг, обуви, одежды до мебели, холодильников, светильников. И купить все это по низким ценам.

svalka

Организаторы сообщают на сайте, что часть вырученных денег организаторы проектаони перечисляют в благотворительные фонды, сотрудничающие с Добро.Mail.Ru.

Проект «Чумодан» кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.

Аренда вещей

Столь популярный в советское время прокат медленно реинкарнирует в онлайн-платформы аренды вещей — они пока не столь массовые, однако развиваются и появляются новые.

Проект Rentmania, который действует пока только в Москве и Подмосковье и объединяет в данный момент 10 тысяч участников сообщества, пишет на своем сайте и об экологическом аспекте: «вы поступаете рационально и экологично, не покупая лишнего» и призывает «арендовать вещи, которыми мы пользуемся далеко не каждый день».

Другой подобный сервис — «Арендориум». И довольно большое число сервисов предлагает аренду детских вещей, что, впрочем, неудивительно.

Совместное использование

Один из давно действующих и живых сайтов каршэринга (от car — машина и share — делиться) — проект «Довезу!», который помогает найти попутчиков водителям и пассажирам. Сервис призывает: «озелени» город: больше попутчиков — меньше машин.

karsher

В нашей стране большую популярность получил сервис BlaBlaCar (международный проект) – он позволяет искать попутчиков для поездок на дальние расстояния. Система онлайн-рейтинга, отзывов, модерация профилей позволяет построить доверие между незнакомыми людьми, которые решили стать попутчиками.

Удобной для тех, кто хочет воспользоваться коммерческим каршэрингом, может стать онлайн-карта, которая отражает доступные для аренды машины 4 компаний в Москве и 2 компаний в Санкт-Петербурге.

Не дать пропасть и поделиться

В последнее время в Москве и в Санкт-Петербурге активно развивается движение фудшеринг (food —еда, sharе — делиться). Это международное движение людей, которые «спасают» хорошую еду от попадания на свалку и распределяют между собой. Отличное интервью «Натур Продукта» с основателями питерского проекта по фудшерингу вы найдете здесь.

fudsher

А два месяца назад в Петербурге стартовало сообщество Вконтакте «Стройшеринг: Отдам даром стройматериалы», которое насчитывает уже 5000 участников. Цель проекта – соединять людей и организации, имеющие лишние строительные материалы, с теми, кто имеет в них потребность.

Это только несколько примеров шеринг-сервисов, которых становится все больше. Хотя некоторые закрываются, не найдя поддержки сообщества или модели финансовой устойчивости, однако им на смену зажигаются «новые звезды».

Больше российских проектов, использующих в той или иной мере подход sharing economy – вы найдете в справочнике российских платформ, подготовленном Вячеславом Бахминым, экспертом Комитета гражданских инициатив.

Sharing economy — снижаем экослед

Экономический и экологический кризис — еще одна из причин развития sharing economy: sharing-сервисы помогают экономить, и общество все больше осознает важность снижения потребления.

В своем исследовании ряда сервисов sharing economy профессор экономики Колорадского университета Андерс Фремстад отмечает, что они вносят значительный вклад в сокращение объема вещей, выбрасываемых на свалки. Он указывает на то, что совместное использование вещей и жилья способно снизить ущерб природе.

Согласно исследованию Cleantech Group, путешествия с использованием сервисов шэринга жильем , производят на 66% меньше выбросов по сравнению с проживанием в отелях.

Согласно исследованию Калифорнийского университета 2011 года, каждая машина, используемая совместно, способна заменить от 9 до 13 машин.

Сами сервисы, в основном, международные, проводят исследования снижения экоследа и публикуют результаты на своих сайтах. Правда, такие исследования не являются независимыми и не всегда прозрачными (например, не раскрывают методику подсчета).

Например, Airbnb на своем сайте публикует данные о том, что американские гости, использующие сервис, сэкономили воды эквивалентом в 270 бассейнов олимпийского масштаба, а европейские – 1100 таких же бассейнов.

Сервис каршэринга BlaBlaCar пишет на своем сайте, что за время действия было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2.

Основатель Uber в своем выступлении рассказывает о том, что благодаря uberPOOL (возможность разделить такси и стоимость с попутчиком, едущим по тому же маршруту) за первые 8 месяцев «сэкономлено» почти 13 млн км, а выбросы СО2 удалось только в Лос-Анджелесе снизить на 1 400 тонн.

Впрочем, есть исследователи, которые считают, что вывод о снижении экоследа за счет sharing economy неоднозначен.

keda

Экономика – слишком сложная и многофакторная система и не стоит в оценках прибегать к упрощениям.

Например, можно сделать и такой вывод: более дешевое и доступное жилье побудит людей путешествовать больше, что увеличит выбросы C02 или более доступный каршэринг приведет к тому, что люди будут меньше пользоваться более экологичным общественным транспортом.

В целом, здравый смысл и ряд исследований указывают, что шеринг экономика помогает уменьшить количество выбрасываемых вещей, отходов и снизить общий экологический ущерб.

Но, как и во всем, стоит сохранять критический и многосторонний взгляд.