Новости

Продуктовые сети не отказываются от пластиковых пакетов

31.01.2018

Ретейлеры не чувствуют достаточного стимула для этого. Экологи и представители компаний считают, что российское законодательство должно предусматривать более серьезную государственную поддержку проектов по отказу от использования одноразовых пластиковых пакетов.

«Принимая решение об отказе от полиэтиленовых пакетов, необходимо правильно оценить риски увеличения финансовой нагрузки на покупателей на фоне низкого потребительского спроса.

Альтернативы пластиковым пакетам сегодня на порядок дороже ввиду неразвитости инфраструктуры для их производства.

Государственная поддержка развития таких проектов могла бы стимулировать плавный переход российского ретейла на биоразлагаемые пакеты», — рассказали в пресс-службе российской торговой сети «Лента», отметив также, что компания предлагает своим покупателям многоразовые эко-сумки для покупок как альтернативу полиэтиленовым пакетам с 2014 года.

С такой точкой зрения отчасти согласен и эксперт «Гринпис России» Александр Иванников. По его словам, отказаться от продажи одноразовых пакетов российским продуктовым сетям мешает, в том числе, отсутствие законодательных инициатив по предотвращению образования пластиковых отходов.

С конца 2014 года Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» содержит в себе пункт, согласно которому среди направлений госполитики в сфере обращения с отходами «предотвращение образования отходов» является вторым по приоритетности.

Однако, по мнению Иванникова, эта норма не работает: «Фактически, ни в какой территориальной схеме обращения с отходами ни одного региона в России должным образом не прописано никаких мероприятий по предотвращению образования отходов».

По словам Александра Иванникова, лучшее решение «пакетного вопроса» — переход на многоразовые аналоги. По мнению эксперта, ни один из существующих типов биоразлагаемых пакетов не подходит для использования в России.

Оксиразлагаемые пакеты содержат присадки, способствующие распаду полиэтилена на мелкие частички. «Мы получаем еще большую проблему — проблему микропластика. Когда такой пакет попадает в окружающую среду, он за несколько месяцев может распасться на мелкие кусочки, которые будут мигрировать в окружающей среде и попадать в пищу к животным, и по пищевым цепям доходить к человеку», — объяснил Александр Иванников.

Другой тип пакетов полностью из растительного сырья. Но, попадая на свалку, такие пакеты становятся источником парникового газа, способствуя глобальному изменению климата.

Согласно «Гринпис», в Евросоюзе, где на сегодняшний день собирается и перерабатывается 60% мусора, выделить из потока отходов для переработки удается лишь около 7% пластиковых пакетов. Такие данные позволяют экспертам считать, что и сбор пакетов не является лучшим решением проблемы.

Именно поэтому в России должна вестись борьба за сокращение потребления одноразовых пакетов. Рядом с кассами некоторых супермаркетов уже есть плакаты-напоминания о том, что многоразовые пакеты меньше вредят окружающей среде; магазины продают многоразовые брендированные сумки.

В прошлом году «Гринпис России» предложил продуктовым ритейлерам поэтапно отказаться от бесплатного распространения любых одноразовых пакетов (тонких «маек» и фасовочных для взвешивания фруктов и овощей), заменив сумками из ткани из плотного пластика.

По мнению экологов, это поможет стимулировать покупателей использовать свои сумки для покупки товаров. Об отказе от бесплатного распространения пластиковых пакетов заявили сети «Ашан» и СПАР.

В России, по данным «Гринпис», ежегодно используется 180 пакетов на душу населения, то есть 30 млрд пакетов в год или 5% от общемирового объема потребления.

Самый низкий уровень потребления пластиковых пакетов в Ирландии — 18 пакетов в год на человека. В течение 15 лет цена на пакеты в Ирландии росла, и с 2012 года их потребление снизилось на 95%.

Утвержденная в Евросоюзе директива о сокращении потребления легких пластиковых пакетов предполагает использование 90 пакетов в год на душу населения к 2019 году и 40 пакетов — к 2025 году.

«Опций, как переориентировать потребителя на многоразовую альтернативу, очень много. Ретейлерам ими просто нужно начать заниматься и добровольно, пока нет закона, который бы регулировал, выстраивать свою маркетинговую политику, ориентируясь на дружественные природе альтернативы», — заключил Александр Иванников.

мусор