Люди

Студент-эколог: кто он?

26.01.2015
Главная » Дела » Люди » Студент-эколог: кто он?

Вчера был День студента, и мы решили не обходить эту тему стороной. Мы пообщались с Ксенией Благодатиной, студенткой 4 курса кафедры «Экология и устойчивое развитие» Института наук о земле СПбГУ, и попытались узнать, чем сегодня живет типичный студент-эколог.

XHKeUCWV_Ds.full (1)

Ксения, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста – кем вы мечтали стать в детстве, в школе?

Ох, кем только не мечтала! И палеонтологом, и космонавтом, и антропологом – в основном привлекало что-то научное. Папа у меня врач, так что и врачом тоже думала стать. А еще была идея – стать звукорежиссером. Не сложилось, но, кстати, до сих пор хочу!

Почему же тогда «Экология и устойчивое развитие»? Осознанный выбор или стечение обстоятельств?

Моя сестра тоже училась на факультете географии, но на другом направлении – на «страноведении». Я всегда интересовалась политикой, поэтому думала пойти туда  же – на «политическое регионоведение» или на «политическую географию».

Но долгое время я участвовала в разных волонтерских программах по охране окружающей среды и в итоге решила поступать на «экологическую безопасность» – надеялась, что там-то нас и научат, как именно окружающую среду охранять.

1EDeWaU55y8.full (1) dbfHu8MP7jw.full (1)

Диск Секки (определяет прозрачность воды) и проба грунта со дна Невы

И как, учат этому?

Учат, но больше в теории. Теория – это, конечно, хорошо. Но когда мы принимали участие в волонтерских программах Greenpeace или WWF – мы там действовали. Не нужна была теория, чтобы сподвигнуть человека дерево в парке посадить или убрать мусор за собой. Вот я и надеялась, что этому учить будут – сначала дадут теорию, а потом научат, как правильно действовать на практике.

А как будет звучать специальность в дипломе?

Экологический менеджер, наверное. Всегда думала, что нас выпускают по специальности инженер-эколог, но называют при этом экоменеджерами.

Где и кем может работать экоменеджер?

Это обычный эколог на предприятии, он нужен почти всегда. Работать можно на любом заводе, фабрике, производстве, где происходит выброс загрязняющих веществ.

проектировщик_1.full (1) старший_1.full (1)

Вакансии для экологов на hh.ru

Если говорить об обязанностях эколога в общих чертах, то его задача – подбирать и внедрять те экологические нормативы и законы, которые подходят конкретному предприятию. Это касается сброса использованной воды, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и тп.

От тех, кто выпустился раньше, я знаю, что больше половины из них работают не по специальности. Но так, наверное, в любой сфере.

А чем занимаются те, кто устроился по специальности?

Кто-то свою фирму открывает, кто-то идет, например, в «Ленэнерго» (где, кстати, я практику проходила), а кто-то может и в Министерство природных ресурсов и экологии РФ попасть!

Отличные перспективы! Хорошо, расскажите поподробнее – чему учат на вашей кафедре?

Учат понимать экологическую безопасность природы и общества. Экологическая безопасность – это наука о взаимодействии человека и природы или общества и природы.

Ну, например – проблема обеднения минеральных ресурсов. Мы берем их у земли, а это невозобновляемые ресурсы (нефть, газ, уголь). А вода пресная, живые организмы, кислород – это возобновляемые ресурсы, но они не успевают восстановиться, потому что мы их потребляем в слишком большом количестве.

Как такого избежать, что нужно делать – по идее нас этому учили. Это по идее. А по существу – четыре года нас обучали теоретическим основам географии, геологии, экологии и биологии. Практической составляющей особо нет.

Но на то это и университет, чтобы давать теорию. Наработать практику – это уже задача самих студентов. Кафедра у нас хорошая и преподаватели замечательные, как на подбор.

Это единственная кафедра в СПбГУ, на которой занимаются экологией?

Еще геологи занимаются экологией. О других не знаю. Географический факультет в 2014 году объединили с геологическим, и теперь мы называется Институтом Наук О земле. Но это никак не повлияло на две наши кафедры экологии, мы немного разные вещи изучаем.

bUNw6FfyGXs.full (1)

Стационарный пост для экологического мониторинга на крыше факультета

Перечислите, пожалуйста, самые интересные предметы по специальности.

«Радиоэкология» – про радиоактивное загрязнение, действие ионизирующих излучений.

«Оценка воздействия на окружающую среду» – как выявлять характер, интенсивность и степень опасности влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения.

«Анализ данных экологического мониторинга» – делается на компьютере, это построение графиков в зависимости от данных.

конспект.full (1)

Конспект – схема экологического мониторинга

«Экология человека» – болезни цивилизации, врожденные пороки, от чего это все происходит. Иными словами, это биология, но с учетом природных и антропогенных факторов.

«Экоправо» – законодательство РФ в сфере экологии.

«Экологическая токсикология» – изучает эффекты воздействия токсичных веществ на экосистемы.

Хорошо, с теорией понятно. А что насчет практики? Она ведь все-таки у вас была. Где? Чем занимались?

Практика была после первого, второго и третьего курсов. Первые два курса была практика по предметам – то, что проходили в теории, рассматривали на практике. Ездили на базы СПбГУ в Кузнечном и в Саблино.

На практике на втором курсе мы ездили на полигон твердых бытовых отходов (ТБО), а также на полигон захоронения химических отходов в поселке Морозовка. Нам рассказывали, как это все захоранивается, мы измеряли что-то, пробы брали.

Ik9dvdD19xk.full (1) xvIaCgcTK-Y.full (1)

Поездка на полигон твердых бытовых отходов и прибор для экологического мониторинга

На третьем курсе искали производственную практику, она проводится на предприятии. Кто-то работал в «Ленэнерго», кто-то на кафедре, кто-то – в ООО “Сезарус-Эко” (услуги в сфере экологии и строительства). Там мы пытались понять, что же предстоит делать после окончания университета, а параллельно рассчитывали выбросы по формулам и оформляли это в отчеты.

Ну а каково место экологии в вашей повседневной жизни? Cобираете мусор раздельно?

Мусор раздельно собираю! Батарейки и лампочки, а также лекарства с истекшим сроком годности стараюсь сдавать на утилизацию. Старую одежду вот сдали недавно в специальный автомат, который ее принимает. Также макулатуру собираем. Летом делали ремонт и очень много старых книг, журналов, газет сдали на переработку.

Как вы оцениваете экологическую обстановку в Петербурге?

Атмосфера в городе сильно загрязнена. Иногда из-за выхлопов автомобилей невозможно дышать. Главная река города тоже в плачевном состоянии, а там ведь Финский залив. Думаю, если это не остановить, то лет через 20 все станет намного хуже.

А как остановить? Можно ли что-то сделать?

Можно, конечно! Строить очистные сооружения и увеличить стоимость штрафов за сброс сточных вод, например. Перевести автомобили на дизель или газ, транспорт общественный тоже на газе можно сделать.

Примечание редакции: нам кажется, что студенты-экологи – это те, от кого во многом зависит будущее нашего города, страны, планеты. Оно зависит от этих ребят не меньше, чем от студентов-экономистов, юристов, программистов.

Надеемся, что каждый из них получит от высшего образования все необходимое для своей дальнейшей работы, станет настоящим специалистом и будет помогать людям и природе жить в гармонии между собой.