Экологическая маркировка

Как часто вы обращаете внимание на то, что написано на упаковке приобретаемого вами товара: на продуктах питания, косметике, одежде или на самой обыкновенной лампочке?

За границей потребитель уже давно привык «читать» надписи на всём, что покупает. У нас же если и смотрят на знаки, то лишь на продуктах питания: чтобы без ГМО и консервантов. А как насчёт экологических маркировок?

«Экологическая маркировка» — книга с таким названием не так давно оказалась у меня в руках. Подзаголовок звучал многообещающе: «Руководство для бизнесменов и вдумчивых покупателей». Как человек, интересующийся вопросами этичного потребления, я тут же принялась её изучать.

Книга «Экологическая маркировка» была напечатана в первом российском экоиздательстве «Зелёная книга», на бумаге со знаком FSC, которая происходит из лесов, где ведётся ответственное лесное хозяйство. Сертификационный знак FSC гарантирует правильное обращение с лесами и людьми, которые так или иначе с ними связаны.

Автор книги — Елена Смирнова, кандидат экономических наук, специалист по экологизации бизнеса и экологическому маркетингу. Эксперт Всемирного фонда дикой природы (WWF) России. Сфера профессиональных интересов Елены — добровольная экологическая сертификация и маркировка, экологический маркетинг, экологичный дом и офис.

«Экологическая маркировка» действительно представляет собой очень удобное и полезное руководство для покупателя.

Она знакомит читателя с программами экомаркировок европейских стран («Европейский цветок», «Голубой ангел», «Северный лебедь»), Канады («ЭкоЛого»), США («Зелёная печать»), Японии («Экознак»), подробно рассказывает о российской системе добровольной экологической сертификации «Листок жизни».

И если первый раздел книги даёт общее представление о том, что происходит в мире и в России в сфере экологической сертификации, то следующий — «Знаки сертификации отдельных групп товаров» — подробно с иллюстрациями представляет нам экомаркировки отдельных групп товаров: продуктов питания, текстиля, косметики, товаров из древесины и даже объектов «зелёного» строительства.

Особо хочу обратить внимание на раздел «Этикетки энергоэффективности». Описанные здесь маркировки вы найдёте на бытовых приборах, например, на стиральных машинах и холодильниках, на всё тех же лампочках.

Они сообщают об экономичности прибора, потреблении им воды и электроэнергии. Эти характеристики позволяют легко выбрать из множества товаров тот, который максимально эффективно расходует энергию и экономит природные ресурсы.

Кстати, а вы замечали когда-нибудь знак Energy Star на мониторе компьютера? А между тем это говорит о том, что перед вами монитор с низким энергопотреблением. Такую маркировку сегодня имеют 98% компьютеров. И не только компьютеров. В США, например, более 100 тысяч семей живут в домах с таким знаком.

Из книги «Экологическая маркировка» вы узнаете, что такое и как выглядят информационные экологические карты и этикетки снижения углеродного следа. Первые информируют потребителей об экологическом воздействии продукции на окружающую среду (есть у обувного бренда Timberland, производителя компьютерной и оргтехники HP).

Вторые, сообщающие об уровне углеродного следа продукта, уже давно указываются на товарах в европейских странах, Тайване, Южной Корее. В Швеции, например, этикетки с указанием углеродного следа есть даже на макаронах и бутербродах в ресторанах быстрого питания.

Книга учит «читать» и символы переработки упаковки. Для желающих утилизировать мусор раздельно это облегчит его сортировку. Я проверила это на практике.

Окружив себя коробками, бутылками и пакетами — всем, что удалось найти в доме, я наконец-то раз и навсегда разобралась в том, куда должны отправиться пакет из-под молока и бутылочка от шампуня.

И ещё — автор книги предлагает подборку знаков для любознательных покупателей. Это символы, которые есть практически на любой упаковке, но мы или не знаем их значения, или неверно их трактуем. С книгой «Экологическая маркировка» вы сможете восполнить этот пробел.

Елена Смирнова приводит в книге результаты опросов, из которых видно, что для большинства зарубежных потребителей наличие на товаре экомаркировки является определяющим фактором при покупке. Это говорит о том, что за границей общество разумного потребления уже давно сформировано.

Теперь дело за нами. В следующий раз, когда соберётесь покупать что-то — неважно, молоко это или холодильник, — обратите внимание на знаки и маркировки на упаковке товара. И сделайте правильный выбор!

Автор: Анастасия Приказчикова