FSC — как сохранить «зеленое золото»

Каждый человек может внести свой вклад в сохранение лесов на планете, например, посадить дерево. Еще один способ — «проголосовать кошельком», то есть при покупке продукции из древесины отдавать предпочтение той, на которой стоит логотип ответственного лесопользования — FSC.

 

Выступления в защиту лесов

Озабоченность общественности проблемами исчезновения лесов и нелегальными рубками привела к созданию неправительственной организации Лесного попечительского совета (FSC — Forest Stewardship Council®). Она возникла в 1993 году в Торонто в ответ на один из самых масштабных конфликтов в лесном секторе. Экологические организации во главе со «Сьерра Клаб» (Sierra Club) выступили против вырубки громадных 100-метровых деревьев (в том числе редкой красной секвойи), которая проводилась в 80-90-х годах в прибрежных лесах западного побережья США и Канады.

Эко-сообщества призывали бойкотировать компании, которые активно вели лесозаготовку. Лесные профсоюзы, экологи и другие специалисты решили выработать принципы и критерии ответственного управления лесами. В результате переговоров эти организации совместно с торговыми сетями США и Европы основали FSC.

На настоящий момент представительство FSC есть в 43 странах мира. Система сертификации регламентирована международными стандартами и едина для всех стран.

Строгие требования

Добровольная лесная сертификация FSC регламентирует весь процесс ответственного управления лесом — от рубок и заготовок до производства конечного продукта. Она включает в себя:

– комплекс мер по сохранению биоразнообразия и естественной природной среды,
– соблюдение прав местного населения и работников,
– экономически обоснованное использование ресурсов и многое другое.

Указанные принципы так или иначе отражены и в Лесном Кодексе РФ, однако, в последнем документе недостаточно представлены практические инструменты для сохранения биоразнообразия и соблюдения прав местных сообществ.

Соответствовать требованиям стандарта очень непросто. Иногда компании тратят не один месяц на прохождение сертификации, чтобы получить право использовать на своей продукции отличительный знак (маркировку) FSC — логотип «дерево с галочкой».

 

Стать держателем сертификата FSC могут лесозаготовители, переработчики древесины и ее потребители  (производители мебели, игрушек, картона, бумаги).  И даже типографии! В сфере бизнеса наличие FSC сертификата – это знак доверия и гарантии.

На настоящий момент в России такой сертификат получила уже 671 компания. Среди них много таких, чья продукция хорошо известна. Так, одним из крупнейших потребителей FSC-сертифицированной древесины в сфере ритейла является компания ИКЕА (в 2014 году около 40% всей использованной ею древесины было получено из FSC-сертифицированных или вторичных источников). А у компании ТетраПак, крупнейшего потребителя картона, 27% выпускаемой упаковки имеет знак FSC.

Голосуем кошельком

Логотип FSC можно увидеть на пачке бумаги или салфеток, на мебели, паркете, на открытке или на упаковке сока. Он дает возможность покупателю отличить товар, изготовление которого не нанесло ущерба лесу. Нам всем пора научиться обращать внимание на маркировку, которая нанесена на продукт или его упаковку — ведь это так просто!

Покупая пакет молока, книгу или деревянную игрушку со знаком FSC, будьте уверены, что вы внесли свой вклад в сохранение «зеленого золота» для своего и будущего поколений!

Все, что вы захотите дополнительно узнать о FSC-сертификации, можно найти здесь.