Всё для экожизни: интервью с создателем проекта Ecoshop Company (Петербург)

В конце прошлого года мы случайно наткнулись на один любопытный интернет-магазин. Он назывался Ecoshop и явно выделялся на фоне остальных онлайн-площадок, торгующих экотоварами.

А всё потому, что мы увидели там не ставшие уже привычными органические продукты питания и биокосметику, а совершенно уникальные для российского экорынка вещицы вроде солнечных зарядок для гаджетов, деревянных колец с живым мхом и других оригинальных аксессуаров.

Мы побеседовали с основателем магазина Евгением Тисленко о его проекте Ecoshop Company и о том, каково это — продвигать на российский рынок подобную экопродукцию.

Почему именно такой выбор: не еда, не косметика, а бамбуковая клавиатура, пробковые кошельки и прочие экоштуки?

Создать такой магазин я задумал ещё два года назад. Но на тот момент мне не хватало опыта и средств, однако желание было невероятным. С тех пор многое изменилось. Я набирался опыта в сфере устойчивого развития, экодевелопмента, общался с эколюдьми. И осенью 2013 года начал заниматься созданием Ecoshop. Я хотел собрать в магазине не столько косметику и моющие средства, а вещи, которые дают возможность человеку в полной мере вести экологичный образ жизни. Например, солнечную зарядку для гаджетов или стильные экочасы из дерева.

Я рассуждал так. Человек слышит призыв: «Живи экологично! Снижай потребление пластика! Откажись от вредной еды и косметики!» и тому подобное. Но как это сделать? Если с едой, косметикой и товарами для дома у нас сейчас всё более или менее понятно — появляются всё новые интернет-магазины, предлагающие такие продукты, то с другими категориями экотоваров и аспектами современной жизни всё намного сложней.

Безусловно, можно купить авоську. Но ведь не будешь носить в ней ноутбук, например. Придётся приобрести сумку — и скорее всего она будет синтетической или кожаной. Я же предлагаю экологичную альтернативу.

Идея Ecoshop Company в том, чтобы сделать супермаркет экотоваров, аналогичных простым потребительским. Нужно человеку купить кошелёк — он покупает, но не из крокодиловой кожи, а, допустим, пробковый.

К тому же мне самому безумно нравятся такие вещи. Они меня вдохновляют.

А есть ли спрос со стороны российского потребителя?

Спрос однозначно есть, продажи потихоньку растут. И люди, которые заказывают что-то в Ecoshop Company, делают это воодушевленно. Мне приятно слышать позитивные отзывы.

Как ты выбираешь производителей? По какому принципу?

Критерии поиска изложены на сайте. Назову основные. Во-первых, вещь должна быть выполнена из натуральных или переработанных материалов. Если пластик, то биоразлагаемый или пригодный для переработки. Также важно минимальное содержание или полное отсутствие вредной химии и компонентов. Создание, эксплуатация и утилизация продукта должны оказывать минимальное воздействие на окружающую среду. Сразу оговорюсь, что найти товар, отвечающий сразу всем критериям в нашем списке, практически нереально. Но каждая вещь, представленная в Ecoshop Company, соответствует как минимум одному из них.

Функциональность, практичность, стиль и оригинальность так же имеют большое значение. Я считаю, что вещь должна мотивировать: способствовать развитию у человека экопривычек, вдохновлять окружающих.

Экосертификация тоже важна, но не всегда. Например, у хендмэйд вещей никаких экосертификатов нет. Но я имею представление о жизненном цикле вещи и стараюсь оценить продукт с этой точки зрения (базовые знания по этой теме Евгений получил в Российском государственном гидрометеорологическом университете (РГГМУ), где получил образование по специальности «геоэколог». В настоящее время он проходит курс по оценке жизненного цикла товаров — прим. ред.).

И, конечно же, очень важны отзывы потребителей о продукте.

На сайте большинство производителей — зарубежные. Как насчёт отечественных брендов, хендмэйд мастеров?

Когда я только начинал поиск экотоваров, то сначала «прочесал» российский рынок. Как таковых производителей я не нашёл, только российско-индийское предприятие «Намасте», которое занимается производством биоразлагаемой одноразовой посуды. Зато нашёл официальных импортёров зарубежных экотоваров: канцелярии Lejoys, бутылок KOR, дистрибьютора солнечных зарядок из Великобритании и прочих.

Поскольку за рубежом рынок экопродукции намного более развит, чем у нас, я обратил свой взор на запад. К тому же иностранные производители с удовольствием откликаются — они хотят выходить на российский рынок. Например, финская деревянная экопосуда KUPILKA. Надеюсь, что в ближайшем будущем начну импортировать её на наш рынок.

А если говорить о местных хендмэйд мастерах, было бы очень здорово работать с ними.

И традиционный вопрос — с какими трудностями столкнулся в процессе?

Есть вопросы, требующие тщательного анализа и поиска решения. Но называть их проблемой я бы не стал.

Товары, предлагаемые Ecoshop Company, — это на сегодняшний день всё-таки довольно нестандартная продукция для российского потребителя. Биокосметика, еда, моющие средства относятся к товарам постоянного потребления, аудитория сформирована, так что объём этого рынка в России уже можно оценить. А вот экочехол для iPad — другое дело. Тут требуется тщательный анализ. По сути, я в этом смысле среди первооткрывателей. Вот почему, например, некоторые вещи представлены в интернет-магазине в единственном экземпляре. Так я пытаюсь понять, есть ли спрос на товар.

Планируешь ли расширять ассортимент? Что нового появится?

В планах — дополнить уже имеющиеся линейки экотоваров. Хочу расширить направление «Экоофис», добавить светодиодные лампы, приборы, помогающие сберегать энергию и экономить воду. Появится больше экологичных моющих средств, биокосметика, продуктами питания пока заниматься не планирую.

Вообще я хочу открыть реальный магазин. Посетителю сайте может понравится товар, картинка, но есть люди, которым нужно пощупать вещь, увидеть её своими глазами. Я сам такой. И когда присматривал товары для своего будущего магазина, пришлось преодолевать эту «фобию».

Следующий шаг — собственное производство. Чего именно — пока не определено, наверное, самого актуального и востребованного из нашего ассортимента. Локальное производство позволит уменьшить экослед за счёт использования местных материалов, отсутствия транспортировки на дальние расстояния и создаст дополнительные преимущества.

Плюс — развитие партнёрских программ.

Кстати, Ecoshop Company поддерживает или реализует какие-нибудь экоинициативы?

Конечно! К примеру, сейчас у нас идёт акция по обмену старых использованных батареек на классные экоподарки. Я считаю, что любые эконачинания людей следует поддерживать и поощрять, ведь в итоге выигрывает планета и все мы. В будущем планируем оказывать поддержку экоинициативам, и, конечно, запускать новые экопрограммы для своих покупателей.

Что можешь назвать жемчужиной коллекции? Чем особенно гордишься?

Всем. Всё, что сейчас есть на сайте, а это порядка двадцати брендов, я сам тщательно отбирал. Но, пожалуй, особенно люблю изделия из пробки. Нравятся и сумки с кошельками, и чехлы, и часы. Экобутылки KOR — просто суперпродукт, которые одним своим видом мотивируют пить больше воды и при этом не вредить природе. А также солнечные зарядные устройства — действительно, удобная и современная вещь.