“Кухня на районе” — как уменьшить количество упаковки, отправляющейся на полигон?

Заказ готовой еды становится все более популярным у населения. Оно и понятно — это снимает с нас груз забот о покупке продуктов и готовке, позволяет разнообразить рацион, даже получать, при желании, сбалансированное меню на неделю с рассчитанным количеством калорий.

И бизнес активно откликается на запрос — наряду с сервисами доставки блюд из кафе и ресторанов, появляются dark kitchen, где готовят еду под заказ для дома и офиса.

Все замечательно, если бы не одна проблема — чем больше готовится порций, тем больше используется упаковки, которая потом отправляется на свалки и полигоны, пополняя горы мусора.

Выход из этой ситуации предлагает компания «Кухня на районе» — гиперлокальная сеть по доставке готовой еды, насчитывающая 34 кухни в разных районах Москвы и выполняющая в день около 20 тыс. заказов.

Рассказывает Алина Лихачевская, отвечающая за устойчивое развитие «Кухни на районе».

Конечно, с упаковкой надо что-то делать

Первыми о том, что с контейнерами, остающимися от еды, надо что-то делать заговорили наши клиенты примерно полтора года назад. У нас тогда было еще только 3-4 кухни и всего несколько сотен заказов в день.

Постоянные клиенты искренне желали нам хорошего и были очень настойчивы. Тогда мы решили, почему бы не попробовать уменьшить след, который оставляем в чужих домах.

Для начала выбросили все лишнее — наклейки, украшения и прочие элементы, которые не несли в себе функционального смысла. Потом внедрили в приложение “Кухня на районе” кнопку “убрать приборы”. Уже в первый месяц после этого, заказ приборов сократился на четверть, а мы получили оптимизацию издержек.

Пришло время задуматься, как уменьшить количество упаковки, отправляющейся на полигон?

Какая тара лучше?

Мы советовались, узнавали, и поняли, что есть три пути — перейти на одноразоваую биоразлагаемую, многоразовою возвратную, или одноразовую перерабатываемую упаковку. У каждой из них есть свои особенности, свои сложности.

Биоразлагаемая

Тогда на каждом углу трубили: «крахмальные ложки, вилки из косточек авокадо», чего только не предлагали. Было сложно понять, что на самом деле из этого хорошо, что является гринвошингом, а что просто откровенная попытка на нас заработать.

Если приборы и контейнеры могли бы разлагаться как органические отходы, в России сейчас нет таких мощностей, чтобы их собрать, отсортировать от полимерной упаковки и создать условия для компостирования.

Мы подумали, что сможем вернуться к этому вопросу, когда индустрия разовьется, сейчас точно нет.

Оборотная

Для клиента это кажется очень простым решением: «Привезите мне еду в многоразовой упаковке, а в следующий раз я ее вам верну».

Но для бизнеса это отдельный блок —нанять людей, оборудовать мощности, соответствовать всем законодательным нормам. Требуются экспертизы, согласования.

Мы поняли, как с этим работать, но сами потянуть не могли. Поэтому отложили на полочку — если будет возможность, вернемся к такой идее.

Перерабатываемая

И оставался третий вариант — перерабатываемая тара.

Мы разобрались с какими видами пластика традиционно работает доставка и от каких лучше отказаться, подготовили лендинг, где подробно рассказывалось клиентам какой пластик можно сдать, почему это важно, выбрали контрагента среди операторов в лице МЖС-Групп, с которым договорились, что будем привозить упаковку на дополнительную сортировку.

Это был август-сентябрь прошлого года, а 25 декабря наши клиенты начали получать заказы в пакетах, на которых написано «Наши райдеры заберут этот пакет и контейнеры от еды на переработку», и в приложении увидели специальную кнопку. Наладили забор использованной тары у клиентов нашими курьерами, постоянно контролировали все ли сдают чистым.

Так продолжалось три месяца пока не начался ковид. Пришлось приостановить возврат упаковки, чтобы минимизировать контакт между людьми.

Если не можем сами, то кто?

Клиенты наши к тому времени уже привыкли упаковку не выбрасывать. Она копится, а на нас запросы сваливаются — когда упаковку заберете?

Мы обратились к проекту «Собиратор» — подразделению движения «Раздельный сбор», которое принимает около 100 видов вторсырья от населения и оказывает услугу его вывоза на экомобиле. Выкупили у него промокоды и стали рассылать нашим клиентам, чтобы они могли значительно дешевле воспользоваться услугой Экомобиля.

И до сих пор продолжаем это делать. Люди могут не только нашу упаковку в Экомобиль сдать, но и другие виды вторсырья, не все готовы сами выезжать в экоцентр.

От контейнеров к боксам

Еще полтора года назад мы задумались о производстве своей линейки упаковки — эстетичной, подходящей под наши конкретные задачи и экологичной. И, вот здесь, предстояло ответить на вопрос «что такое экологичная упаковка?».

Мы посоветовались с инженерами и пришли к выводу, что упаковка не должна содержать пигментов и осветлителей — чтобы увеличить ее шансы на переработку и уменьшить производственный цикл, полимерного сырья в составе должно быть как можно меньше, а само производство находиться как можно ближе к нам — чтобы уменьшить транспортный след, и соответствовать международным стандартам экологического менеджмента.

А еще упаковка должна громко и честно говорить о том, из чего она сделала и, что ее можно переработать. На тот момент мы уже сотрудничали с заводом ПолиЭР и понимали, что они могут удовлетворить все наши запросы. Сотрудники ПолиЭР с энтузиазмом подошли к задаче и на всех этапах помогали нам найти наилучший вариант решения.

После того, как линейка упаковки наконец была готова (в мае этого года), мы превратили анонс ее запуска в небольшое шоу, чтобы донести аудитории мысль о том, что эти контейнеры можно и нужно сдавать в переработку.

Результат получился отличный — другие бизнесы тоже пожелали приобрести такие боксы. Именно так возникла идея сделать нашу упаковку «обезличенной» и вывести ее в оптовую продажу, чтобы коллеги по рынку могли ее использовать и в отрасли становилось все больше перерабатываемой упаковки.

Как собирать в офисах

Большую часть заказов мы доставляем в офисы. А на рабочем месте пользоваться услугой возврата не очень-то удобно: нужно упаковку где-то помыть, посушить, подержать до следующего прихода райдера с заказанной едой.

Тогда вместе с «Собиратором», придумали проект, который начали обкатывать в офисе нашей компании.

Мы организовали место для расширенного сбора вторсырья — дропзону. К емкостям для макулатуры, бутылок и металлических банок, которые есть во многих офисах, добавили шкаф для сбора редких видов ресурсов — зубных щеток, пластиковых карт и еще десяти фракций.

Установили отдельную емкость для нашей упаковки. Это четыре фракции пластика с маркировкой 1, 4, 5, 6.

1 — ПЭТ (бутылки для напитков, салатники, стаканчики для фруктов и то, что мы называем «лягушками», вот такие контейнеры).

4 — LDPE (это наши пакеты, больше ничего из четверки нет)

5 — PP (все контейнеры для горячей еды, супницы и соусники)

6 — PS (вилки, ложки и ножи)

На лендинге все подробно проиллюстрировано внизу страницы.

“Собиратор”, после вывоза, эту упаковку сортирует.

Мы провели обучение для сотрудников, сейчас проверяем насколько это удобно, следим, чтобы упаковку выбрасывали чистую.

У «Собиратора» жесткие требования к вторсырью и грязное они не примут — забракуют целую партию, что обнулит труд многих людей.

Теперь в любом офисе, куда доставляем еду от «Кухни на районе», можем организовать такую дропзону, по их запросу. «Собиратор» выступает провайдером этой услуги — проводит подключение и потом регулярно вывозит это вторсырье по универсальному тарифу.

Что происходит с упаковкой дальше

«Собиратор» каждый конкретный вид вторсырья передает переработчикам и мы не знаем точно, куда поедет наша упаковка после сортировки. Надеялись, что из старых получаться новые контейнеры для еды, но тут нас ждало разочарование — из полипропилена, в виду конструктивных особенностей, нельзя отлить точно такой же контейнер во втором цикле.

На самом деле это и не столь важно. Главное, что пластик в принципе обретет вторую жизнь, не отправится на полигон.

Еще хочу сказать, что в фирменных контейнерах “Кухни на районе” все же присутствует 20% вторичного пластика — обрезки ленты из которой на конвейере делаются контейнеры. Это как при раскрое ткани в ателье. Их не выбрасывают, а дробят и добавляют в исходное сырье.

А в упаковке из ПЭТ, которую использует “Кухня на районе”, присутствует до 30% вторичного сырья и еще примерно 50% — отходов производства пластика.

Расширенная ответственность производителя (РОП)

Производители нашей упаковки по закону платят экосбор и, конечно, заинтересованы в том, чтобы эти деньги шли на построение инфраструктуры, благодаря которой их товар будет попадать в круговорот, станет элементом циклической экономики.

Мы законодательно не являемся субъектом РОП. Но, если вникать в смысл этого словосочетания, нам, как бизнесу, который генерирует после себя пластиковые отходы, надо решать эту проблему. И мы этим занимаемся.

Производители упаковки не взаимодействуют с потребителем, а мы — промежуточное звено, понимаем, как все это может работать, заинтересованы в раздельном сборе и переработке упаковки. Это экономически выгодная, оправданная модель.