Сбор и переработка мусора: опыт Швеции

Не так давно во всех новостях прозвучала информация о том, что кроме своего Швеция готова ввозить и утилизировать мусор из-за границы — настолько эффективно налажена система его переработки. Вот несколько примеров.

Более же крупные предметы, такие как бытовая техника, мебель, использованные стройматериалы, свозятся на специальные станции, где они проходят переработку и разборку на ценные составные части, что оплачивается производителями товаров.

Им же, кстати говоря, это и возвращается — уже в виде сырья, готового к запуску в новый цикл производства. Для переработки красок, кислот и прочих опасных веществ существует отдельная система, узловой точкой которой является завод по переработке бытовой химии.

Такие станции открыты в удобное нерабочее время и полностью бесплатны.

Новые решения апробируются и в отношении строительного мусора. Например, в Стокгольме постепенно сносится старый офисный комплекс: специальные машины «откусывают» куски от здания, которые тут же идут в переработку и в работу по строительству нового здания на этом же месте.

Такой процесс называется не «снос», а «деконструкция». Таким образом, дом, стоявший на этом месте ранее, будет, по сути, переработан в новое здание.

Мусор из городских урн идёт сразу на электростанции. Технологии его сбора тоже не стоят на месте — всё большее распространение получают центральные вакуумные мусоропроводы.

Одна из последних премьер такой системы состоялась на площади Марияторьет в центре Стокгольма, где расположен популярный парк — место для пикников и посиделок молодёжи в летнее время. Несмотря на трёхразовую очистку, урны всё время были переполнены мусором, что служило причиной разгневанных писем горожан в муниципалитет.

Согласно данным одного из опросов, стокгольмцы даже оценили свой город как самую грязную столицу Скандинавии.

Сейчас все шесть урн соединены под землёй трубами, идущими в центральную камеру. На поверхности видна только труба вентиляционной шахты. Как только урна заполняется, она посылает сигнал в центральную камеру, которая под большим давлением засасывает мусор в контейнер. На скорости 70 км/ч мусор прилетает в контейнер, одновременно спрессовываясь.

Когда же заполняется центральный контейнер, идёт сигнал в диспетчерскую, которая высылает машину для его замены.

Под землёй расположено несколько технических помещений для обслуживания. Шведская компания Envac, которая и разработала эту технологию, управляет 80-ю такими системами только в Стокгольме.

Они полностью автоматические, и управление происходит из центральной диспетчерской через интернет, то есть, по сути, всего несколько дежурных обеспечивают чистоту в большей части Стокгольма.

Хотя изначальные инвестиции в строительство довольно высоки, в длительной перспективе такие системы выгодны: сейчас мусоровоз в среднем меняет контейнер раз в неделю, когда ранее необходимо было опустошать урны три раза в день.

Плюсы очевидны: меньше затрат топлива на пробег больших машин, меньше затрат времени на неквалифицированную работу, меньше шума для жителей окрестных домов — и пустые даже в разгар летнего сезона урны. В конечном итоге общественная польза перевешивает прямой экономический эффект.

Пример Швеции наглядно демонстрирует нам, как совместные усилия правительства, бизнеса, науки и населения способны решить важную проблему мусора и его утилизации. Есть о чём задуматься — и есть чему поучиться!