Растительное “молоко”: преимущества перед традиционным и ситуация на рынке

Сегмент веганского “молока”, и более широкий сектор растительных альтернатив молочным продуктам, в последнее время демонстрируют резкий рост продаж как за рубежом, так и у нас в стране.

Разобраться в причинах этого феномена, нынешнем состоянии рынка и перспективах его развития, нам помогает Андрей Зюзин, советник по инновациям ГК ЭФКО, управляющий партнер венчурного фонда Fuel for Growth.

                                Андрей Зюзин

Что такое растительные альтернативы молоку и каковы их преимущества?

Растительное “молоко” получают путем водной экстракции белков и других полезных веществ из различных семян зерна (овса, риса, гречки), бобовых (соя, горох), орехов (миндальных, грецких, фундука, кокоса) и других. В результате измельчения, замачивания в воде и фильтрации образуется жидкость белого или кремового цвета, похожая на молоко.

Чтобы напиток стал подобен коровьему или другому животному молоку, технологи подбирают оптимальное соотношение воды и сырья, температурный режим, проводят обогащение растительными маслами и другими компонентами.

Каждый вид напитка обладает теми полезными свойствами, набором витаминов и микроэлементов, которые заложены в исходном зерне или орехе, но вкус конечного продукта может несколько отличаться у разных производителей.

Растительные альтернативы по своей питательности не уступают обычному коровьему молоку пониженной жирности (1-2 % жира и 0,5-2,5% белка). При этом они не содержат холестерина, казеина и лактозы.

Напитки на основе растительных белков могут заменять молоко в рационе питания, использоваться в качестве добавки к кофе и какао, при приготовлении каш, блинов, выпечки.

Их выбирают те, кто:

• страдают непереносимостью лактозы или имеют аллергию

• выступают против употребления традиционных молочных продуктов по этическим соображениям — чтобы отказаться от эксплуатации животных

• имеют проблемы с лишним весом — считают калории и стремятся перейти на ЗОЖ-рацион

• озабочены проблемами экологии и климатическими изменениями (правда, миндальное “молоко” сложно назвать “экологически дружественным”, т.к. для его приготовления расходуется очень много воды)

• ищут новые вкусы и хотят разнообразить свое питание.

Какова динамика потребления растительного “молока” за рубежом и кто новые игроки на рынке?

В США растительное “молоко”, является наиболее развитой категорией продуктов на растительной основе. По данным Ассоциации растительных продуктов питания (PBFA) в прошлом году этот сегмент рынка показал 20% рост в долларовом эквиваленте по сравнению с 5% в 2019 году, а суммарный объем продаж достиг 2,5 миллиарда долларов.

Помимо общей статистики показательным является заинтересованность в производстве молочных альтернатив со стороны компаний, изначально далеких от этого бизнеса.

Компания Beyond Meat, известная своими растительными альтернативами говядине и “куриными” наггетсами на основе горохового сырья, решила выйти на рынок растительных напитков и подала заявку на регистрацию товарного знака Beyond Milk.

Несмотря на то, что пока компания не опубликовала никакой подробной информации о продукте или сроках его запуска, этот шаг точно можно расценивать в качестве свидетельства о планах по выходу Beyond Meat на рынок растительных альтернатив молочной продукции в ближайшем будущем.

Главный конкурент Beyond Meat в создании растительных альтернатив мясным продуктам, компания Impossible Foods, в октябре прошлого года объявила о планах разработки аналогов на растительной основе для всех продуктов животного происхождения, в том числе молока и рыбы, назвав их ключевыми продуктами будущего.

Еще одно важное событие, свидетельствующее о растущем интересе со стороны инвесторов к производителям растительных альтернатив — результаты первичного размещения (IPO) акций шведской компании Oatly, пионера овсяного молока, на фондовой бирже Nasdaq. Они превзошли первоначальные ожидания и дали оценку компании более 13,1 млрд долларов США.

Oatly, крупнейший производитель овсяного молока со штаб-квартирой в Мальме, Швеция, в настоящее время представляет свою знаменитую веганскую альтернативу более чем на 20 мировых рынках.

   Фото: instagram @oatly

Даже Nestle, компания с большим портфелем традиционных продуктов, не остается в стороне от модного тренда на растительные альтернативы и выпустила напиток под брендом Wunda.

Его особенность — использование гороха в качестве основного источника белка, что ранее не делали другие производители молочных альтернатив. Новинка будет продаваться в нескольких европейских странах, а затем, вероятно, доберется до России.

Что происходит на российском рынке растительного “молока”?

У нас в стране растительные альтернативы молочным продуктам появились сравнительно недавно – первопроходцами были напитки и йогурты Alpro, которые в 2017 году вывела на российский рынок компания Danone. Несмотря на высокую цену (около 250 рублей за литр) эти продукты не утратили своей популярности и по сей день.

Взрывной интерес к растительным альтернативам и повышение покупательского спроса в крупных российских городах приходится на 2018 год, когда на рынок почти одновременно вышли сразу три отечественных производителя — BioFoodLab с брендом Bite, “Сады Придонья” с брендом Nemoloko, “Союзпищепром” с брендами Green Milk и «Здоровое меню».

Бренд Nemoloko, который сейчас пользуется самой большой популярностью из отечественных альтернатив, вначале был представлен только овсяным напитком, теперь, помимо него, есть рисовый, гречневый, соевый, миндальный. Ценовой диапазон за литр — от 87 до 250 рублей в зависимости от состава напитка.

В линейке Bite пять видов “молока” — соевое, соевое с ванилью, овсяное, рисовое с кокосом, миндальное. Можно приобрести и мини-версию, размером 250 мл. Стоимость 1 литра напитка составляет около 300 рублей в традиционной рознице и от 230 рублей онлайн.

Продукцию компании “Союзпищепром” чаще можно встретить в магазинах здорового питания или заказать онлайн. Это напитки Green Milk из сои, круп, миндаля и кокоса и напитки «Здоровое меню» — овсяный, рисовый, соевый, гречневый. Цена за литр Green Milk — от 160 до 250 рублей, «Здоровое меню» — в среднем 110 рублей.

Недавно о намерении реализовать проект по производству растительного “молока” заявила компания «ЭФКО». Новый продукт дополнит линейку бренда Hi (Healthy Innovation — «здоровые инновации») в которую сейчас входят различные растительные альтернативы мясным продуктам — фарш и котлеты, в том числе специально для бургеров, фрикадельки и наггетсы. Массовое производство растительного “молока” начнется уже осенью.

На первом этапе его основой будет служить белок, полученный из сои, которая не подвергалась генной модификации. В будущем компания планирует использовать в качестве сырья подсолнечник, овес, гречку и лен.

Продавать напитки планируется по цене обычного молока, не дороже 70 рублей за литр в рознице.

Иностранные компании также активно включились в конкуренцию за российского покупателя. Сейчас купить в магазине или заказать онлайн можно обновленные продукты под брендом Alpro от Danone, который теперь производится в России; AdeZ от CocaCola; Oddlygood от Valio; Riso Scotti от Riso Scotti S.p.A.; Borges Natura от Liquats Vegetals, S.A., а в скором будущем к ним прибавится и шведский Oatly, и Wunda от Nestle. Цена за литр колеблется от 150 до 700 рублей.

Какие перспективы роста у российского рынка растительного “молока”?

Российские потребители все чаще переходят на диету с сокращенным содержанием животных ингредиентов, что способствует росту рынка растительных альтернатив, в том числе и растительного “молока”.

Будет ли рост происходить такими же темпами как на Западе?

Следует учитывать, что у нас отсчет идет “с низкого старта” с опозданием к американскому рынку на 5-7 лет.

С другой стороны, у российских производителей есть возможность использовать опыт, накопленный зарубежными коллегами.

Да и интерес населения к здоровому образу жизни, и продуктам, связанными с ним, сейчас у нас в стране очень высок, особенно в крупных городах.

Я считаю, что дальнейшее повышенная осведомленности россиян о преимуществах растительного молока, вкупе с адекватным ценообразованием будут является основными факторами, стимулирующими спрос.